LADA VFTS: Русский хачирока — 2

Самый необычный автомобиль российского чемпионата по дрифтингу, выдающийся из выдающихся*

LADA VFTS

LADA VFTS

Не отворачивайтесь от прогресса! Кто и когда решил, что автоспорт должен окаменеть на уровне WRC и Формулы-1?! Признайте, что спорт, вообще, ушел далеко вперед от первых олимпийских игр, и вместо метания копья и диска мы с большим удовольствием смотрим велоспорт летом и бобслей зимой. Мы знаем, как боролись древние греки: голыми, обмазанными оливковым маслом, на пыльной арене, но видим, как современные «греко-римляне» проводят поединки в форме, под искусственным освещением… Нас интересуют не только собственно спортивные достижения, но и красота. Теперь в программу олимпийских игр входят и танцы на льду, и фристайл, и лыжная акробатика… Но хватит отвлеченных примеров.

LADA VFTS

LADA VFTS

Кто ходит боком

Дрифтингу, фигурной езде на автомобилях, долго не стать олимпийским видом. Да пусть даже никогда не стать. Но не отказывайте ему в том, что он, дрифтинг, — один из настоящих видов автоспорта, ничуть не хуже, чем разнообразные ралли и кольцевые гонки. Пусть даже самый молодой — как по истории (всего около 20 лет), так и по составу участников и зрителей. Несмотря на «детскость», в дрифтинге все серьезно, в наличии все атрибуты «нормального» автоспорта. Есть и команды, и профессиональные пилоты, тренировки и чемпионаты, подготовка автомобилей, азарт борьбы... А энтузиазма дрифтерам хватило бы и на другие виды. Простой пример.

Федор Воробьев

Федор ВоробьевФедор Воробьев
Федор Воробьев

Федор Воробьев, владелец и автор самого необычного автомобиля российского чемпионата по дрифтингу, как и многие его коллеги, пришел в этот вид из классического ралли-спринта. Он заметил, что больше всего его увлекает момент, когда автомобиль идет по трассе боком, в скольжении, и стал оттачивать именно скольжения. А когда узнал, что в России начали проводить соревнования по дрифтингу, устремился туда. Оказалось, что все соперники ездят на японских спорткарах, а у Федора была только вазовская «пятерка». Но сдаваться он не собирался и стал заметен уже, когда выступал с родным двигателем. Теперь в его «пятерке» японские агрегаты, и он стал одним из самых известных российских дрифтеров, призером разных этапов российского чемпионата. Третьи, вторые места — стабильно. Вскоре будут и первые.

LADA VFTS

LADA VFTS

«Пятерка» в пол-«японки»

Видно, как Федор совершенствуется и совершенствует свой автомобиль. Теперь дело должно пойти еще быстрее, ибо с недавнего времени Воробьева поддерживает гоночная команда, принадлежащая нефтяникам — Lukoil Racing Team. То есть тыл весьма крепкий.

LADA VFTS

LADA VFTS

Заметим, что спортсмены-инженеры Lukoil Racing Team в постройке этой машины не участвовали и даже не консультировали Федора, «пятерку» дрифтер построил своими собственными руками — при том, что образование у него не техническое, а, как он сам выразился, «совершенно иное». Но машина получилась вполне удачной, способной на равных конкурировать с довольно грозными соперниками, такими как Nissan Silvia S15 Георгия Степаняна — видели собственными глазами и уже писали об этом. Это было 12 июня на Лубянке, Федор и Георгий стали финалистами, Lada выступала против Nissan. До последнего момента казалось, что «пятерка» должна победить: ребята ехали, что называется, нос к носу. Помешал лишь неровный асфальт — при просмотре заездов было видно, как «дробят» колеса «пятерки». В последнем, третьем заезде разрыв по очкам был минимальным.

LADA VFTS

LADA VFTS

Когда-то о ней будут говорить как о классике российского дрифта… Хотя почему «когда-то»? Начнем, пожалуй

В самом ближайшем будущем Федор займется подвеской и ее настройками. То, что есть сейчас, годится лишь для идеально гладкого асфальта, которого у нас, к сожалению, совсем немного, так что придется что-то переделать и довести. А может быть, и полностью переделать, ибо практически все решения по подвеске временные, компромиссные. Например, пружины от «Нивы», стоящие «по кругу»: их пришлось дополнить резиновыми проставками. Наверняка есть другие пружины, не требующие такого тюнинга. Да и амортизаторы можно подобрать получше, чем нынешние. Или задняя подвеска — сейчас она зависимая, как на всех классических «Жигулях», отчего бы не переделать ее по образу и подобию японских машин? Ведь сам автомобиль уже наполовину японский.

LADA VFTS

LADA VFTS

В принципе, от тольяттинской «пятерки» здесь только кузов, купленный новым с завода. И он не остался в первозданном виде: Федор вырезал колесные арки, нарастил расширители и «юбки» по образцу Lada VFTS, поставил плексигласовые стекла. Порезал и переварил моторный щит и тоннель пола. Серьезно пришлось повозиться с установкой передней балки и рулевой рейки от Nissan, подгонять по месту и обваривать. Зато конструкция получилась предельно жесткой и практически неубиваемой. И углы поворота колес не те, что продиктованы производителем, а те, которые нужны самому дрифтеру.

LADA VFTS

LADA VFTSРадиатор гидроусилителя
Радиатор гидроусилителя

Двигатель и коробку Федор получил в подарок. Nissan SR20DE развивает 165 л.с. Установлены поддон картера с противоотливными перегородками и планки ограничителя рокеров, вот пока и весь моторный тюнинг. Можно было бы установить турбину или заменить мотор на наддувный вариант, SR20DET, уже 230 сил в стандарте, но на это пока не хватает средств.

LADA VFTS

LADA VFTSСпортивный фильтр
Спортивный фильтр

У него неспортивный автомобиль?

Откройте водительскую дверь с плексигласовой форточкой, сложитесь под трубы каркаса и нырните в тесный «ковш». Теперь задержите дыхание и затянитесь многоточечными ремнями. Наденьте шлем и перчатки. Так, перед глазами громадный тахометр на карбоновой панели, спидометр здесь ни к чему. В левой руке — спортивный «бублик» с меткой в верхнем секторе, без кнопки клаксона. Под правой — укороченный рычаг коробки и ручник без фиксатора. Заводите мотор! Для этого нужно перещелкнуть тумблер на торпедо и утопить большую красную кнопку. Рева нет, но выхлоп громче, чем на гражданских машинах, — тракт гораздо короче. Старт! Все наполняется шумом и вибрациями. Подвеска даже не жесткая, а жесточайшая. До сотни — 8,2. Изнутри эта машина медленной не покажется. А теперь укротите ее. Но помните, что она создана ездить боком. Вы к этому готовы?

LADA VFTS

LADA VFTSВторостепенная информация
Второстепенная информация

И не надо говорить, что Федор Воробьев не автогонщик, а автохулиган. Именно такие хулиганы, как он, дали когда-то жизнь всем видам ралли и стремительно дряхлеющей ныне королеве автоспорта. Да и в принципе прогресс — заслуга людей, готовых ездить боком, а не ходить по линейке.

LADA VFTS

LADA VFTS

Легенда об автомобиле

Аббревиатура VFTS многим молодым ближе и понятнее, чем аббревиатура СССР! Что уж говорить о тех, кто помнит автоспорт двадцати — тридцатилетней давности! Именно тогда на советских раллийных трассах царили автомобили марки Lada, гордо несущие своеобразный автоспортивный знак качества из четырех латинских букв. Более того, они блистали и на международных соревнованиях, занимая призовые места! Причем ими управляли не только советские спортсмены, но и иностранцы. Lada VFTS продавали в Швецию, Норвегию, Германию, Панаму, Колумбию и все страны соцлагеря.

Эти машины готовила вильнюсская фабрика транспортных средств (сами литовцы сегодня расшифровывают несколько иначе — Vilnus Fabrik Tuning Sport). По сути верно: прибалтийские мастера занимались спортивным тюнингом, полностью переделывая стандартные «Жигули». Уже первые автомобили VFTS, подготовленные для группы A, серии «Лада-1600 Ралли», значительно отличались от стандартной модели ВАЗ-21011. Литовцы устанавливали доработанные двигатели ВАЗ-2106 мощностью 151 л.с. при 6700 об/мин (стандартный автомобиль был 69-сильным). Говорят, что движки VFTS крутились аж до 11 000 оборотов! Максимальная скорость ралли-кара достигала 187 км/ч (против 145), а время разгона до 100 км/ч сокращалось с 20 секунд до весьма впечатляющих по тем временам 8,4. При этом автомобили VFTS отлично управлялись, были весьма надежны и смотрелись не хуже импортных соперников.

Идеологом проекта был титулованный советский раллист Стасис Брундза, сумевший не только собрать большую команду единомышленников, каждый из которых был первоклассным мастером, но и организовать мелкосерийное производство, позволявшее собирать до 200 машин в год! Те, кому знакома аббревиатура СССР, поймет, чего это стоило, и представит, во что мог бы развиться проект Брундзы, если б не 1990-е годы…

А может быть, тогда автомобили VFTS и не стали бы такими легендарными? Ведь сохранившиеся экземпляры холят и лелеют, а реплики, которые делают отечественные и зарубежные энтузиасты автоспорта и тюнинга, привлекают всеобщее внимание.

Жизнь в заносе

Киичи Тсучию

Киичи ТсучиюКиичи Тсучию
Киичи Тсучию

Дрифтинг, как и многие другие модные увлечения, пришел к нам из Страны восходящего солнца, подтверждая репутацию японцев как величайших выдумщиков. Отцом-основателем дрифтинга называют Киичи Тсучию. Именно Киичи, профессиональный автогонщик, в «свободное от работы» время соревновался с молодыми пилотами в штурме горных серпантинов, используя раллийную технику управления, то есть прохождение виражей в скольжении, что позволяло ему выигрывать у соперников на более мощных и скоростных автомобилях. Сам Тсучия пилотировал Toyota Corolla Levin AE86 с двигателем мощностью 130 сил. Автомобиль получил жаргонное название «хачироку» — так на японском звучит «восемьдесят шесть». Оба — и пилот, и автомобиль — стали иконами японских гонщиков, им подражали во всем. Благодаря медийной раскрутке в Японии, а потом и в других странах начались массовые соревнования по дрифтингу, и теперь национальные и международные чемпионаты проходят по всему свету.

Дрифт-кары — мощные заднеприводные автомобили с жесткой, цепкой подвеской. Цель соревнования —

максимально точно пройти размеченную конусами трассу, постоянно удерживая автомобиль в заносе. Штрафуются прямолинейное движение и разворот автомобиля на 180. Поощряется максимально близкое прохождение к препятствиям, густой дым или даже приветствие зрителей во время движения — поднятой рукой.

Самые эффектные заезды профессиональных дрифтеров, когда на трассе находятся два или три автомобиля, преследующих друг друга. При том, что они все это время «висят» в заносе, «перекладываясь» с одного борта на другой, расстояние между машинами исчисляется сантиметрами. Так же и с ограждениями трассы — автомобили чуть ли не чертят по ним бамперами. Как сказал как-то Тсучия, самое главное — держать баланс и контролировать мощь.

Другое высказывание Короля дрифтинга: «Я скольжу не потому, что это самый простой способ пройти вираж, — он самый увлекательный». Японцы «дрифтят» буквально на всем, приспосабливая к своим гонкам то, что изначально для этого совершенно не подходит. Современный тренд — легкие грузовички.

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

LADA VFTS

* Вкратце мы писали об автомобиле Федора Воробьева в статье «Лубянский дрифт» (ГЗР №13(188) за 2009 г.)
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии