От баса до фальцета

ОТ БАСА ДО ФАЛЬЦЕТА

ТЕХНИКА

/ВИЗИТ

ОТ БАСА

ДО ФАЛЬЦЕТА

НА ФИРМЕ, ГДЕ «КОНСТРУИРУЮТ» ЗВУК

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ,

ФИРМА «ГИЛЛЕТ»

Немецкий городок Эдинкобен окружен виноградниками. Здесь едва наберется пять тысяч жителей. Главная улица называется Weinstrasse, то бишь Винная — ближе к осени местные виноделы устраивают бесконечные дегустации своей весьма именитой продукции. Наверное, поэтому здесь почти не пьют пиво, просто не любят. Зато знают толк в вине и... автомобилях, точнее в их выпускных системах, которые здесь разрабатывают и производят. Один из заводов и исследовательский центр фирмы «Гиллет», расположенный в Эдинкобене, относится к корпорации «Теннеко аутомотив», куда входит ряд других производителей («Монро», «Уолкер»), известных и в России.

Так чем же интересен именно «Гиллет»? В первую очередь тем, что это основной поставщик выпускных систем на конвейеры «Порше», БМВ, «Мерседес-Бенц», «Опель», «Вольво», «Форд», «Фольксваген групп», даже «Пежо» и «Ситроен» — нужны ли более весомые рекомендации. Чем объяснить отсутствие «раскрутки» фирмы у нас? Очень просто — «Гиллет» работает только на конвейер и не производит запасных частей. Последнее — прерогатива другого подразделения «Теннеко аутомотив» — фирмы «Уолкер». «В чем же разница?» — спросит непосвященный. Оказывается, она огромна. «Гиллет» не только изготавливает глушители — здесь полностью разрабатывают выпускную систему для конкретного автомобиля, от выпускного коллектора до... звука, доносящегося из трубы. Можно смело говорить, что фирма — поставщик новейших технологий и, соответственно, держатель всего пакета ноу-хау. А в итоге — гарант качества продукции, ведь собранные системы выпуска уже не подвергаются входному контролю у производителя автомобиля. Компания, выпускающая запчасти, решает несколько иную задачу: максимально приспособить универсальные детали к наибольшему количеству уже выпускаемых моделей. Нельзя сказать, что эта работа менее ответственная — она просто другая и не ограничена столь жесткими требованиями производителей.

ПРОИЗВОДСТВО

На первый взгляд ничего особенного. В цехах нет идеальной чистоты, да и шумновато. Люди заняты, как правило, на самых неквалифицированных или, наоборот, технологически сложных операциях. Оборудование явно не новое, но ухоженное. Сопровождающий тут же поясняет, что это самый старый из заводов «Гиллет», многое действительно устарело. Наверное, поэтому здесь чувствуешь себя привычно. Завод, в отличие от «простерилизованных» современнейших производств, по духу ближе к нашим. Здесь не скрывают, что похожее оборудование можно встретить и в России. Вот только качество почему-то другое.

Рабочим разрешено курить прямо на местах — главное, делать при этом дело. Они неторопливо, но очень тщательно выполняют свои операции, будь то резка заготовок или сборка и сварка выпускного коллектора. И та и другая работа весьма ответственна. Сначала на стапеле из множества трубочек и тройников вручную собирают узел, а затем сварочный автомат в несколько приемов превращает все это в единую конструкцию — зрелище потрясающее!

Кстати, современный выпускной коллектор сваривают из нержавейки; о более привычных нам материалах вроде чугуна здесь давно забыли.

Еще красочнее выглядит участок глушителей для мотоциклов. Полированная сталь сверкает словно новогодняя гирлянда, торжествуя над внешне невзрачными деталями для автомобилей.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Здесь куда больше закрытых для посторонних дверей. Но даже то, что нам показали, впечатляет. Схема создания выпускной системы такова.

Примерно за три года до появления новой модели автомобиля заказчик присылает техническое задание, где строго нормированы параметры авто. Затем выпускная система моделируется на компьютере в трехмерном изображении и предварительно рассчитывается. Только после этого заказчик решает, подойдет ли ему данная разработка. Если да — начинается создание системы «вживую»; появляется двигатель, а затем и сам автомобиль — пока на компьютере. Здесь рассчитывают скорости газовых потоков, их плотность, температуру, потери и даже... звук. Заказчику нравится, как звучит будущий автомобиль? Тогда поехали дальше. Изделие воплощают в металле, всесторонне испытывают, подвергая воздействию агрессивных сред, перепадов температур, усталостных нагрузок и т.д. Затем следуют проверка и доводка на моторных стендах; их я насчитал с десяток. Заключительный аккорд — испытания в безэховой камере, где акустики настраивают звук выпускной системы: породистый «Мерседес» не может звучать, как дешевый «кореец».

Мы так часто пишем про «сочный», «вкусный», «ласкающий слух тон» системы выпуска. Здесь позволяют увидеть, а вернее, услышать, как рождается это таинство. Мир, где властвуют звуковые гармонии, очень необычен, как и люди, которые учат машины разговаривать правильно. В комнаты не проникают какие-либо шумы, а человеческая речь словно растворяется в поролоновых стенах, давая возможность слышать в специальных наушниках только «голос» автомобиля. Вот этот, слегка убаюкивающий — серийной выпускной системы, а вот уже сердитые нотки в голосе того же авто, которые добавили для спортивной комплектации. Сказать просто, но, поверьте, достичь этого стоит немалых усилий.

То, что здесь работают по весьма жесткому графику, чувствовалось даже в ходе нашего визита: временами за окнами проплывали очень тщательно закамуфлированные прототипы, о фирменной принадлежности которых можно было только догадываться. Из рассекреченных тайн — работы по новому «Фольксвагену-Гольф» и БМВ 1-й серии.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Здесь ничего не имеют против партнерства с Россией. Более того, из истории «Гиллет» не вымараны главы о том, что один из ее руководителей был на восточном фронте, затем попал в плен и некоторое время трудился в России. Можно сказать, у нас давние отношения. На протяжении двух лет немцы изучали возможности и потребности ВАЗа, ГАЗа, а ныне готовы не только поделиться технологиями, но и построить совместное предприятие, где будут задействованы как мозги, так и рабочие руки. В качестве доказательства демонстрируют новую выпускную систему для «Волги» от «Гиллет» — ее мощностные показатели с таким выпуском возрастут на 10%...

Люди лишь подсобирают детали в кондукторе — далее сварочный автомат.

Коллектор, сваренный из нержавейки.

Датчик скорости воздушного потока, проходящего через нейтрализатор.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые