Электробензо... "мишка"

ЭЛЕКТРОБЕНЗО... «МИШКА»

ТЕХНИКА

/СДЕЛАНО В РОССИИ

ЭЛЕКТРОБЕНЗО... «МИШКА»

НА НЕМ «ОБКАТЫВАЮТ» ИДЕИ ГИБРИДНОГО АВТОМОБИЛЯ

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

На первый взгляд, основная черта гибрида налицо: под капотом — двухцилиндровый бензиновый двигатель, в колесах — электромоторы. Но ДВС не связан механически с ходовой частью! В этом смысле окрашенный бирюзовым металликом «Мишка» — настоящий электромобиль, ведь ток для мотор-колес поступает из блока аккумуляторных батарей. Именно они ответственны за динамику, максимальную скорость...

Бензиновый мотор не помогает впрямую электрическим, а только заряжает батареи. Розетку для подзаряда «Мишка» возит с собой под капотом: ДВС оснащен бесконтактным стартер-генератором отечественной разработки мощностью 10 кВт.

Вот как выглядит алгоритм работы этой необычной силовой установки. Перед выездом из гаража водитель поворачивает ключ в положение «пуск». Негромкий щелчок и 70 Н.м стартер-генератора запускают «оковский» мотор (кстати, с центральным впрыском). Дальше автоматика выводит его на непродолжительный режим прогрева (1500 об/мин), устанавливает обороты холостого хода и проверяет степень заряженности батарей. Если напряжение на выводах меньше 105 В (номинально 120 В), двигатель, а вместе с ним и генератор разгоняются до стационарного режима 2800 об/мин и начинается процесс зарядки. Впрочем, водителю нет нужды ждать его окончания — начинать движение можно сразу. Можно вообще не включать ДВС самому — автоматика не даст батареям чрезмерно опустошиться.

Так и едет «Михал Иваныч» — электроны отдельно, бензин отдельно. В том смысле, что водитель не управляет процессами пуска-остановки бензинового мотора, у него лишь баранка в руках, да две педали под ногами.

Разгоняется экспериментальный образец буквально со свистом. (Свистят пока мотор-колеса, в процессе доводки от постороннего призвука избавятся.) Динамика в самом деле впечатляет, ведь развиваемый каждым из колес крутящий момент составляет 130–150 Н.м, и это на автомобиле массой 950 кг! А вот максимальная скорость оставляет желать большего — суммарная мощность мотор-колес всего 10 кВт; при коэффициенте аэродинамического сопротивления Сх=0,47 разработчики рассчитывают примерно на 80 км/ч. Расход топлива в городском цикле составит 4,2–4,4 л/100 км, за городом и того меньше — около 3,2 л на «сотню».

В общем, типичный городской автомобильчик, а вероятно, даже «складской» или «магазинный». Ведь водитель всегда может заблокировать включение бензинового двигателя, и тогда у «Мишки» не будет никакого выхлопа.

Но не займут ли батарея аккумуляторов и силовая электроника весь полезный объем? Оказывается, все 10 «банок» уместились в отсеке под полом, а вот электронные блоки из Одессы пока, действительно, великоваты. Впрочем, виной тому дискретная элементная база, на которой удобнее отрабатывать схемные решения. Уже есть вариант использования блоков «Мицубиси», легко размещающихся в боковых карманах кузова. На этом, пожалуй, перечень «импорта» заканчивается. Потому что в пластиковом концепт-каре все отечественное.

В проекте, финансируемом Фондом экологизации транспорта «Мосэкотранс», деятельное участие принимают конструкторы НАМИ (Москва), ЗАО «Инкар-М» (Королев), ОАО «Мотопром» (Серпухов), «Инж. КА» (Димитровград). Собралась подключиться и немецкая инвестиционная компания, всерьез заинтересовавшаяся новым вариантом электропривода. Это как нельзя кстати — ведь пока идеи у разработчиков рождаются гораздо быстрее, чем оплачиваются опытные образцы.

Может быть, кто-то скажет: научились бы сначала делать нормальные машины... Если и были у автора такие мысли, они улетучились после нескольких кругов по заводскому двору. Когда-нибудь мы обязательно научимся... но к этому времени надо приготовить перспективные автомобили — экономичные, экологичные и при этом оригинальные. Как этот симпатичный ученический «Мишка».

Двигатель от «Оки», оснащенный центральным впрыском, не имеет связи с колесами.

Схема силовой установки «Мишки„-гибрида: 1 — ДBC; 2 — стартер-генератор; 3 — ограничитель тока; 4 — блок управления; 5 — силовой преобразователь; 6 — мотор-колесо.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые