Куда пропал баланс?

КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?

НЕ ПУТАЙТЕ ВАЗ И «ТОЛЬЯТТИ». ИНАЧЕ КУПИТЕ НЕ ТОТ ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Двигаясь знойным летом в очередной московской пробке, поймал себя на мысли: дальше так нельзя. Автомобиль при торможении донимал странными звуками, которые раздавались откуда-то сзади. Неужели тормозному барабану конец? Причину искал недолго. Колодки нормальные, тормозные цилиндры работают исправно (даже странно), а вот барабаны, мягко говоря, не круглые! А не проверить ли, какие нам предлагает торговля?

Прошлись по магазинам, купили изделия трех производителей: владимирские, тольяттинские и АвтоВАЗа. Все похожи, если смотреть на расстоянии — метров с пяти. Для тестов взяли по два барабана каждого вида. Выбрали «классику» потому, что дефекты задних тормозов на «самарах» встречаются реже. Для родственников же «копейки» биение в барабанах — болезнь не массовая, но тяжело поддающаяся лечению.

Представители владимирского завода АРТ, узнав, что их продукция попадает на стол к экспертам, привезли барабаны нового образца и попутно сообщили, что изделия, купленные нами, недавно сняты с производства. Поскольку в продаже они есть до сих пор, решили проверить как новые, так и старые. Купленные в магазине мы так и назвали «старого образца», а присланные с завода — «нового образца».

БЕЙ БАРАБАН

На вазовских и владимирских барабанах приклепаны балансировочные грузы. Хорошо. На рабочую поверхность вазовских нанесено еще и консервационное покрытие. Замечательно. Только бы работали хорошо.

Проверка шла по трем параметрам: геометрия барабанов; статистический дисбаланс; влияние нагрева и последующего охлаждения на геометрические размеры.

Вопросы «по геометрии» возникли почти ко всем участникам испытаний. Если быть буквоедом, то только один из них — тот, что с АвтоВАЗа, — соответствовал требованиям чертежа. У остальных нашли отклонения. Некоторые можно простить, а некоторые — увы... Один из важнейших параметров — диаметр посадочного места. Если он увеличен всего на несколько десятых миллиметра, то возможны несоосная установка тормозного барабана на полуось заднего моста и «дробление» педали тормоза. По этому показателю провалились владимирские барабаны из магазина. Заводские же, как и ожидалось, оказались на голову выше. По несоосности посадочной и рабочей поверхностей в аутсайдеры скатились тольяттинские (не вазовские) барабаны. У них показатель почти в два раза выше, чем допустимый. Чем это грозит? Помимо ускоренного износа колодок еще и неприятными колебаниями в задней подвеске и трансмиссии. Очевидно, ремонтировать машину придется раньше.

Теперь оценим дисбаланс. Здесь серьезные проблемы снова у изделий из Тольятти. У одного из них величина выше предельно допустимой в 2,6 раза. Барабаны из Владимира первого «разлива» тоже не порадовали. У одного из пары зафиксировано более чем трехкратное превышение допустимого дисбаланса. Изделия от АвтоВАЗа и вторая партия барабанов из Владимира уложились в допуски (в пределах погрешности измерений).

Можно ли «вылечить» бракованные экземпляры? Предельно допустимый по требованиям ВАЗа дисбаланс — 2000 г.мм. Для его компенсации потребуется груз на барабане — 12 г или на колесном диске — 14 г. У владимирского барабана старого образца величина остаточного дисбаланса составляет 6250 г.мм. Это потребует навесить 37 г на барабан или 45 г на обод колеса. Повторить?

Вспомните, какие грузы вам последний раз монтировали на колеса при балансировке. Вы говорили себе, что колеса в порядке, ехать можно быстро. Или напротив, удивлялись: откуда биение, если все отбалансировано? Оказывается — не все. А что делать, балансировать свои тормозные барабаны на стенде динамической балансировки колес? Может, изготовители ответят...

ПОГРЕЕМСЯ?

Ну ладно, с балансировкой нелады, может, хоть со стойкостью к нагреву дела обстоят как надо. Проверим геометрические размеры барабанов после нагрева до 250°С во время торможения на стенде СТН-НАМИ.

Наихудшие результаты показали опять-таки тольяттинские изделия. У них нарушилась геометрия, что, по мнению экспертов, связано с плохим закреплением чугунного кольца в алюминиевой матрице. У одного из барабанов радиальное биение (завышенное и до испытаний, и после них) превысило допустимое почти в три раза. Остальные — в допуск вроде уложились, хотя и расположились на его границе. Лучше других проявили себя вазовские — оказывается, при надлежащем изготовлении барабанов термические нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации, почти не влияют на геометрические размеры изделия.

Пришла пора «навешивать ярлыки». Претенденты разместились «по ранжиру»: лидер — АвтоВАЗ, аутсайдер — Тольятти (и что же это за производитель такой?). Владимирские барабаны посередине: нового образца — лучше, снятые с производства — хуже (туда им и дорога). Прогресс налицо.

Особо надо сказать вот о чем. В последнее время слово «Тольятти» для многих ассоциируется почти что с товарным знаком — Тольятти отождествляют с АвтоВАЗом. А ведь это, как показывает проверка, совсем, совсем не одно и то же. Возможно, в данном случае изделия «Тольятти» — брак или недоделанные детали, украденные с завода. Ведь барабаны в гараже просто так не сделаешь. Впрочем, и у заводов они не всегда получаются.

1. Тормозной барабан/

VAZ 2101—3502070 

Производитель / АвтоВАЗ

Оценки. Геометрические размеры — хорошо, статический дисбаланс — хорошо, изменение геометрии после цикла нагрева — отлично. Общая оценка — хорошо.

2. Тормозной барабан/

VAZ 2101—3502070 1Э

Производитель / неизвестен, продается

как «Тольятти»

Оценки. Геометрические размеры — плохо, статический дисбаланс — плохо, изменение геометрии после цикла нагрева — плохо. Общая оценка — плохо.

3. Тормозной барабан/

VAZ 2101—3502070 АК-12М2 

(старого образца)

Производитель / АРТ, Владимир

Оценки. Геометрические размеры — очень плохо, статический дисбаланс — плохо, изменение геометрии после цикла нагрева — хорошо. Общая оценка — плохо.

4. Тормозной барабан/

VAZ 2101—3502070 АК-12М2 

(нового образца)

Производитель / АРТ, Владимир

Оценки. Геометрические размеры — удовлетворительно, статический дисбаланс — хорошо, изменение геометрии после цикла нагрева — хорошо. Общая оценка — хорошо.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые