Фантастика сама по себе

ФАНТАСТИКА САМА ПО СЕБЕ

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

На фоне автомобильных премьер Франкфуртского салона в тени осталось революционное открытие. Пьезоэлектрическая бензиновая форсунка фирмы «Сименс-VDO Отомотив» (Siemens VDO Automotive) позволяет снизить расход топлива на 20%. И это по сравнению с самыми экономичными современными моторами! Главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших беседует с президентом и генеральным директором «Сименс-VDO Отомотив» Вольфгангом Дееном (Wolfgang Dehen).

ВОЛЬФГАНГ ДЕЕН

Wolfgang Dehen

Родился в 1954 году в Золингене, окончил университет в г. Зиген по специальности «бизнес-администрация». С 1979-го на разных должностях в компании «Альфред Тевес» (Франкфурт). В 1992-м — руководитель операций на вторичном рынке Европы компании «Ай-Ти-Ти Аутомотив» (ITT Automotive). С 2001-го — вице-президент филиала компании «Валео» (Valeo). С июля 2002 года президент «Сименс-VDO Отомотив».

— Случайно вы открыли журнал «За рулем» на странице с видами Москвы. Фантастически изменился город в последнее время. Огромное количество автомобилей, они часто не слушаются регулировщиков, дымят. Может быть, и нам поможет электроника?

— Насколько электроника может заменить полицейского, не знаю, но помочь в управлении автомобилем и сделать машину экологически чистой ей по плечу.

У нас есть для этого широкие возможности. Мы занимаемся комфортом, а также работаем над повышением экономичности двигателей и снижением токсичности. Так, в 1997 году мы предложили систему непосредственного впрыска для двигателей внутреннего сгорания, а год назад — технологию пьезоэлектрического впрыска. Одним из выдающихся достижений компании, которому в прошлом году исполнилось 100 лет, было изобретение автомобильного спидометра. А ныне в обороте компании, составляющем 8,5 млрд. евро, 50% приходится на электронику. В своей области «Сименс-VDO» занимает 3-е месте в мире.

Поскольку доля электроники в автомобилях постоянно увеличивается — в 2000 году на нее приходилось 22% стоимости автомобиля, а к 2010-му — 35%, то мы без дела не останемся.

Надо отметить, что два года назад произошло слияние двух крупных фирм «Маннесман-VDO» (Mannesmann-VDO), существующей с 1928 года, и «Сименс-Отомотив», работающей с 1985-го, и появилась одна — «Сименс-VDO».

— Какая из революционных разработок компании может быть наиболее актуальна для России?

— Я бы предложил более скромный термин — инновационная. Такой разработкой можно было бы считать проекционный навигационный дисплей. Он позволяет водителю, не отрываясь от дороги, иметь перед собой карту на ветровом стекле. На дисплей выводится и информация о работе агрегатов автомобиля. Отображение цветное и может по желанию водителя быть представлено в том или ином виде и объеме.

Второй интересной, на мой взгляд, разработкой является модульная передняя панель автомобиля, которая значительно экономит пространство, вес и создает дополнительные возможности для установки устройств, повышающих безопасность автомобиля.

Есть еще и видеокамеры, выдающие изображение на зеркало заднего вида, а также устройство распознавания антропометрических данных сидящего в кресле человека, которое отдает соответствующие команды подушкам безопасности в случае столкновения. Все это обеспечивает электроника.

— Бытует мнение, что с применением электроники автомобиль становится существенно дороже. Можно ли ожидать, что электроника удешевит машину?

— Свою автомобильную жизнь я начинал с «Жука», в котором электроника фактически отсутствовала. Но популярная машина расходовала немало топлива, выделяла много токсичных веществ и была небезопасной. Сейчас все говорит в пользу автомобиля с электроникой, как более безопасного для окружающей среды и для сидящих в нем людей.

На первых машинах не было электроники, помогающей замедлить автомобиль при экстренном торможении и корректирующей его движение в критических ситуациях. Но безопасность стоит денег. И результат налицо: сократилось число аварий, в том числе и тяжелых, по всему миру. Снизилось загрязнение окружающей среды автомобилями. И это несмотря на рост парка.

Что касается удорожания или удешевления автомобиля, то это вопрос к автопроизводителям, которые сами определяют ценовую политику. Мы же выполняем их заказ на поставки того или иного оборудования по разумной стоимости.

— Как обстоят дела у электроники с точки зрения надежности? Ее вмешательство в процесс управления не внушает большого доверия...

— Наверное, те же сомнения были и у американских астронавтов «Аполлона-14», отправляющихся в поездку по Луне на «автомобиле» под управлением электроники. Как видите, все было надежно. А возьмите современный самолет. Все аэробусы управляются электроникой, механические связи с органами управления отсутствуют. И все стабильно и надежно работает.

— Мы своих читателей убеждаем в том, что чудес не бывает. Над проблемой экономии топлива на 3–5% работают многие специалисты. Вы же на выставке объявили о создании системы впрыска, позволяющей экономить 20% топлива в сравнении с современными моторами. Это воспринимается как фантастика.

— У двигателей внутреннего сгорания еще есть нераскрытый потенциал, о котором многие даже не подозревают. И в ближайшее время мы будем над этим работать. Но в чудеса нужно верить. Ведь факт остается фактом: средний расход топлива в Германии за последние годы снизился с 10 до 7 литров, а это уже не 20, а все 30% экономии. И это не фантастика, а результат кропотливой работы многих инженеров, которым удалось согласовать работу механической и электронной частей мотора. Наши новые форсунки работают еще быстрее и точнее, они стали легче. Как итог — снижение потребления топлива, повышение экономичности и меньшие затраты на топливо.

— Хорошо, вам удалось снизить среднее потребление топлива до 7 литров, а теперь еще уменьшили аппетит мотора. На сколько?

— Будем говорить о новых современных бензиновых двигателях. Мы улучшили их показатели еще на 20%.

— Как вам удалось обойти конкурентов?

— Если взять наши разработки по пьезоэлектрическому впрыску, то в этой области мы опережаем ближайших конкурентов на три-четыре года. Они только объявили, что планируют начать производство таких систем через год, а мы уже выпустили около трех миллионов электронных клапанов. Так что наша продукция не фантастика, а реальность.

Можно поговорить с нашими заказчиками, которые ездят на дизельных машинах «Рено», «Пежо», «Ситроен» или «Форд» с пьезоэлектрическим впрыском, и узнать их впечатления. Бензиновые моторы с такими устройствами появятся на автомобилях в 2006 году, тогда можно будет убедиться и в их преимуществах.

— В Японии, как известно, предпочитают бензиновые моторы, а в Европе — дизели, параллельно идут поиски альтернативных видов энергии. На что делает ставку в этой области «Сименс-VDO»?

— Мы считаем, что в ближайшие 20–30 лет у двигателя внутреннего сгорания блестящее будущее.

— Чьи перспективы лучше — дизеля или бензинового мотора?

— Пожалуй, это вопрос личного выбора каждого автовладельца. От обоих двигателей можно добиться отличных показателей по экономичности и токсичности. Я, например, езжу на машинах как с бензиновыми, так и дизельными двигателями. И вполне доволен. Во всяком случае, в обозримом будущем, полагаю, альтернативы моторам внутреннего сгорания не найдут. Когда-то в Европе приняли решение о том, что дизельный двигатель — хорошая альтернатива бензиновому с точки зрения экономичности. В Старом Свете их доля велика. В США ситуация другая, там процент дизелей может со временем увеличиться. В Японии все больше переходят на гибридные системы.

— Если устроить мировой чемпионат по автомобильной электронике, кто стал бы победителем — США, Германия, Япония?

— Поиск новых технологий во многих странах идет параллельно, но региональные потребности могут отличаться. Традиционно Япония сильна в аудиовидеоэлектронике. Европа сильнее в системах навигации, но это вовсе не означает, что в Старом Свете не разбираются в аудио и видео, а в Японии в радионавигации.

— Вернемся в Россию. Можно ли, по-вашему, г-н Деен, с помощью электроники осовременить российский автомобиль настолько, чтобы он встал в ряды европейских или японских?

— Да, можно, но помимо электронной части нужно подтянуть и механическую. Машин из одной электроники пока не существует. Однако мы можем предложить ряд устройств, включая пьезоэлектрический впрыск, подушки безопасности, современные приборные панели. Кстати, совместные работы по приборам для ВАЗа уже ведутся с Чистопольским заводом.

— Какие условия вам нужны, чтобы прийти на российский автомобильный рынок? Какие условия привлекли вас на китайском рынке и в юго-восточной Азии?

— Вопрос не в том, хотим мы там что-то делать или не хотим. Просто находится заказчик, который вместе с нами начинает разрабатывать ту или иную технологию. Так что мы готовы рассмотреть любые интересные предложения и даже вложить определенные средства.

Нам, как поставщикам комплектующих, труднее повлиять на принятие тех или иных экономических и политических решений. Для нас важнее, чтобы условия были надежными, а наше производство — рентабельным. Конечный ответ — за экономической целесообразностью принимаемых решений.

— Мы знаем, что вы работаете совместно с Заволжским моторным заводом над системами управления дизельным двигателем, с ВАЗом над модернизацией двигателя для «Нивы», точнее, системы впрыска. Как вы оцениваете совместную работу? Или это только проба сил?

— С нашими партнерами мы не проводим пробу сил. Мы открыто работаем на результат на конкретном автомобиле.

— Скажу прямо, в России нет дизельного двигателя для легкового автомобиля. Сотрудничество «Сименса» с нашими моторостроителями обнадеживает. Насколько вы заинтересованы в получении конечного продукта?

— Мы не являемся изготовителями дизельных двигателей, но производим инновационные компоненты для использования в них. И мне было бы очень приятно, если наши узлы использовались бы на конкретных российских моторах. Когда появятся на рынке готовые двигатели, мы с нашими заказчиками не обсуждаем. И говорим об успешных продуктах, когда они уже вышли на рынок.

— Можно поинтересоваться, любите ли вы фантастику и кто ваш любимый автор?

— Если честно, то в последнее время читаю больше электронную почту. Я только год на новой должности, и все время посвящаю работе, чтобы добиться результата. Вообще, я не увлекаюсь фантастикой. Жизнь сама по себе фантастика.

— Ну, тогда мы спокойны за вашу электронику.

В беседе принимал участие Владимир Соловьев.

Мировая сенсация: пьезофорсунки для бензиновых двигателей позволяют снизить расход топлива на 20%.

Модульная передняя панель предоставляет конструкторам широкие возможности для творчества.

Безбатарейный датчик состояния шин дает информацию о давлении, пробеге, дате установки покрышки. В целях повышения безопасности на дорогах в 2004 году в США начинает действовать закон, который обязывает оснащать автомобили подобными системами.

Оптоволоконные датчики «Сименс-VDO» помогают защитить пешехода, когда столкновение уже неизбежно.

Ликвидация автомобильной безграмотности:

«Сименс-VDO» учит машину распознавать рукописный текст.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые