Глаза боятся — колеса едут

ГЛАЗА БОЯТСЯ — КОЛЕСА ЕДУТ

«ЕВРАЗИЯ-2003» — ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Однако даже в самых радужных мечтах не смели предположить, что все машины пройдут от Москвы до Владивостока без сколь-нибудь серьезных поломок! Ну не считать же таковыми периодическое (после очередного брода) умолкание клаксона «Хёндэ» или треснувшую ручку водительской двери у «Шеви-Нивы»! Впрочем, обо всем по порядку.

ИСПОЛНЕНИЕ «СТАНДАРТ»

О «специсполнении», даже просто особой подготовке, речь не шла изначально — никаких усиленных подвесок или дополнительных защит. Машины самые что ни на есть серийные, со штатным оборудованием, именно в таком виде их продают дилеры. Две из семи — " КИА Рио" (ЗР, 2003, № 1) и " Рено Символ" (ЗР, 2003, № 2) были куплены редакцией в обычных автосалонах всего за пару недель до старта. Музыку-сигнализацию поставили там же, доплатили $200 за защиту моторного отсека "Рио" — ее устанавливает дилер. Техосмотр, регистрация, страховка, проверка — во всех этих хлопотах наездили примерно по тысяче километров. Такой же пробег оказался и у грузовичка сопровождения КИА-К2700 (ЗР, 2003, № 5), предоставленного компанией "АвтоТОР". Чуть раньше был куплен " Хёндэ Акцент" (ЗР, 2003, № 6), который успел набрать 3 тыс. км. Еще пара машин хорошо знакома читателям — редакционные " Форд Фокус" (ЗР, 2003, № 1, 3) и " Шевроле Нива" (ЗР, 2003, № 1, 2, 4, 6, 8). Первый до старта пробега прошел 18 тыс. км, вторая — 26 тыс. км. Ну и, наконец, седьмой автомобиль экспедиции — экспериментальный полноприводный универсал VAZ 21113–04 4WD (ЗР, 2001, № 6) с пробегом около 8 тыс. км.

УМНЫЙ — В ГОРУ!

Трудностей мы не боялись — пусть длинная, пусть местами плохая, но ведь дорога же! До Читы все было именно так — нормальный, местами не очень, местами «очень не», но все же асфальт. А вот дальше началась гравийная дорога, иногда вполне приличная, словно запыленное шоссе, — здесь можно держать и 80 км/ч, а местами разгоняться и до сотни. Но вдруг встречается строящийся, еще непроезжий мост, а рядом объезд — вброд через ручей, из которого там и сям выглядывают валуны. Ныряешь — воды по фары, днище скребет по камням, сердце кровью обливается. Одну безымянную разлившуюся речушку преодолевали волоком — всплывающие легковушки с заткнутыми выхлопом и воздухозаборником перетаскивал на другой берег «Ленд-Крузер» дорожников. Причем задом наперед, чтобы не залить волной моторы.

Неожиданно встречались грандиозные земляные работы — строители пробивают горный хребет. Взрывники бурят шурфы, двухэтажные «катерпиллеры» и «комацу» с ревом упираются ножами в отвалы, огромные экскаваторы валят породу в БелАЗы. И среди всего этого тарарама тонкий ручеек автомобильчиков прыгает с камня на камень — выглядит все это просто немыслимо. Нормальный водитель не станет по доброй воле убивать легковую машину. Но нормальных здесь нет — только мы плюс навстречу негустой, но нескончаемый поток перегонщиков на праворульных «японках»; для них это не экстрим, а работа.

Самые высокие требования эта дорога предъявила к геометрической проходимости — дорожному просвету, величине свесов, ходам подвески. Ясное дело, в выигрыше оказалась «Нива» — обычным автомобилям с ней не тягаться. Были, конечно, и пробитые колеса, и камешки в ветровое стекло, и ободранные днища.

СОН В ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Напряженный график движения и тяжелейшие дороги оставляли на сон пять-семь часов. Рекордная по краткости ночевка была в Чите: в шесть утра финиш, в девять — новый старт. Недоспанное, понятное дело, добирали в машинах — кто, разложив кресло справа от водителя, кто сзади во всю ширь дивана. Лучшей в номинации «отель на колесах» безоговорочно признана " Шевроле Нива" — просторный кузов, мягкий широкий диван сзади позволяют даже рослым мужчинам расположиться вполне комфортно, только поджав ноги. Вторым идет " Форд Фокус", у которого, пожалуй, самый длинный салон среди легковушек. Плохо, что заднее сиденье отформовано под двух пассажиров: сидеть удобно, а вот лежать на причудливо изогнутом ложе — не очень. Менее других приспособлен для отдыха " Хёндэ Акцент": лежа спать тесновато, сидя тоже неудобно — подголовников сзади нет, спинка короткая и сползти вниз не получается, мешают передние кресла.

«ШЕВРОЛЕ-НИВА» VAZ 2123

Средний расход бензина — 11,4 л/100 км. Удивительное дело — этот вседорожник приспособлен к преодолению водных преград хуже иных легковушек! В Байкальске, переезжая разлившуюся речушку Утулик, «Нива» набрала воды в корпус воздушного фильтра, а затем и в цилиндры и получила гидроудар — к счастью, в очень легкой форме. Машина двигалась на пониженной передаче в раздаточной коробке, мотор работал на минимальных оборотах, поэтому шатуны и коленвал уцелели. Вывернули свечи, крутанули мотор стартером — из свечных колодцев ударили фонтаны воды. Протерли провода, катушку — и машина завелась! Полтора десятка километров до ближайшей эстакады, там заменили масло в двигателе, фильтры — и «Нива» как ни в чем не бывало побежала дальше. Временно пропал даже стук одного из клапанов, который прослушивался уже давно и потихоньку прогрессировал.

На фоне такой живучести остальные недостатки выглядят мелкими: скрипят шаровые опоры, подтекают сальники правой передней полуоси и раздаточной коробки, течет антифриз (почти устранили добавкой герметизирующей присадки). На шоссе при скорости выше 100 км/ч уже некомфортно: запаса под педалью акселератора почти нет, что особенно чувствуется на подъемах, мотор греется и включает вентилятор. На гравийной дороге проявился другой недостаток: кузов негерметичен — пыль легко проникает в салон через дверные уплотнения. Особенно достается багажнику — все его содержимое присыпано мелкой пудрой.

Осмотр на подъемнике показал большие люфты в передней ветви трансмиссии, огромные радиальные люфты валов в раздаточной коробке, поголовно «потеющие» сальники и потекший задний амортизатор.

«КИА-РИО»

Средний расход бензина — 6,9 л/100 км. В этой экспедиции «Рио» досталось больше всех. В машине почти постоянно ехали три-четыре человека, причем не самых худых, плюс набитый под завязку багажник. По прихоти фотографа автомобиль то уносился вперед, то отставал и потом нагонял колонну — зачастую в клубах пыли, при ограниченной видимости. Результат — сколы на ветровом стекле, оборванные задние брызговики, несколько потерянных пистонов крепления бампера, побитые камнями днище и пороги. Да и половина из десятка пробитых колес пришлась именно на «Рио». Кроме того, дважды смывало в глубоких лужах передний номер — второй раз его так и не нашли, заменив наклейкой «За рулем». В довершение всех бед (опять-таки из-за пробитого в гравийном повороте колеса) машину выбросило в кювет. Слава богу, он оказался мягким — заболоченным и поросшим кустами, потому отделались легким испугом, расколотым передним бампером и чуть помятыми кузовными панелями левого борта. Опасались за подвеску, но все обошлось: машину в сторону не вело, посторонних звуков не появилось.

Несмотря на невезучесть, " КИА Рио" завоевал немало симпатий: неожиданно плотная подвеска легко проглатывает неровности, резвый и экономичный мотор обладает неплохой тягой, коробка передач щелкает четко, как часы. Чуть туговат руль, но нам ли привыкать? В общем, "Рио" с блеском выдержал все испытания, как его ни мучили. Ремонту, да и то необязательному, он подвергся единственный раз, когда чуть отогнули от нейтрализатора стальную защиту моторного отсека, поврежденную камнями.

«ФОРД-ФОКУС»

Средний расход бензина — 8,3 л/100 км. Самая большая проблема «Фокуса» — малый ресурс свечей зажигания. Даже на столичном топливе их приходилось менять через 5–7 тыс. км. И хотя заправлялись лишь на фирменных АЗС, симптомы не заставили себя долго ждать — упала тяга двигателя, появились рывки. Самое любопытное, что изнеженные «японки» пьют наш бензин и не подавятся. Такая вот адаптация... Дорожный просвет средний, но снизу есть уязвимые элементы. Обломаны почти все пластиковые кронштейны троса стояночного тормоза, из-за чего обе его ветви провисли до земли — подвязали проволочками. Есть следы ударов и царапины на элементах задней подвески, повреждены низко расположенные втулки стабилизатора поперечной устойчивости, помят алюминиевый тепловой экран на бензобаке. А вот воздухозаборник двигателя у «Фокуса» расположен в самой верхней части моторного отсека, лишь чуть ниже уровня остекления!

Отказов было всего два. Во-первых, после грязевых ванн несколько раз включался в режим постоянной работы (даже с холодным мотором) электровентилятор системы охлаждения. Причину не обнаружили, но пока возились, дефект пропал сам собой. Во-вторых, залип концевик двери, поэтому плафон освещения салона выключали «вручную».

У «Фокуса» самый стильный и просторный салон среди легковых машин, «нивовскому» он уступает лишь по ширине. Однако многие решения здесь спорны и требуют привычки. Сложно найти кнопку открывания багажника, выключатель заднего противотуманного света; неудобна и непривычно расположена пепельница-пенал. Отсутствуют карманы в дверях, нет видимых снаружи кнопок блокировки дверей — для проверки приходится дергать ручки. У подрулевой полки нет бортика; упавший однажды на ходу зарядник мобильного телефона оказался под педалями — а это уже небезопасно.

«ХЁНДЭ-АКЦЕНТ»

Средний расход бензина — 8,4 л/100 км. Единственный в пробеге автомобиль с автоматической коробкой передач. За комфорт пришлось расплачиваться — на тридцатиградусной жаре не только падала тяга мотора, но и заметно пробуксовывал гидротрансформатор. Впрочем, с вечерней прохладой все восстанавливалось. Короткоходная подвеска на волнах покрытия не раз срабатывала до упора, а там, где в асфальте продавлена заметная колея, машина даже чиркала днищем. Ведь у «Хёндэ» самый маленький дорожный просвет — на груженой машине под защитой картера чуть больше 100 мм, да вдобавок длинные свесы. Результат — повреждения пластиковой защиты моторного отсека, многочисленные забоины на днище, помятый бензобак. К тому же сорвало одну из резиновых сливных пробок в днище — через это отверстие на очередном броде в салон попала вода. На пыльной грунтовке негерметичной оказалась крышка багажника.

Из мелких придирок: не подсвечены кнопки стеклоподъемников — в темноте их не найти, не освещается и перчаточный ящик. Неоптимальным показалось управление вентиляцией — если направить воздух на стекло, автоматически включается кондиционер. Отказ, повторившийся несколько раз, — после купания в речушках пропадал звуковой сигнал.

VAZ 21113–04 4WD

Средний расход бензина — 8,7 л/100 км. Это единственный отечественный, без примеси чужой крови, автомобиль в пробеге. По результатам опроса «За рулем», именно полноприводный универсал наиболее востребован в России. Напомним, что на VAZ 21113–04 4WD задний мост подключается через вискомуфту при пробуксовке переднего. Сзади на подрамнике установлена оригинальная подвеска на двойных рычагах с поперечной тягой. Кстати, полученные значения расхода топлива весьма приблизительны — в 35-литровый бензобак (объем уменьшен из-за выреза под карданный вал) лукавые колонки отмеряли до сорока литров!

Побаивались, что экспериментальный образец доставит немало хлопот. Оказалось — минимум, да и те не на его совести — ну кто застрахован от камешка в ветровое стекло? Другая неприятность связана с прицепом производства ступинского предприятия «Трейлер»: путешествовавшие в нем канистры разрушили корпус фонаря и закоротили проводку, из-за чего перегорели предохранители и реле контроля ламп на автомобиле-буксировщике. На очередной стоянке электрику ВАЗа восстановили, а вот прицеп остался «одноглазым».

На одной из переправ разогретые редукторы, охладившись, хватанули чуть-чуть воды через сапуны — на всякий случай поменяли в них масло. Пожалуй, это единственное, что можно «поставить на вид» полноприводному универсалу. Но никто ведь и не говорил, что это вездеход. Хотя стоит вывести повыше трубки вентиляции редукторов — и ныряй хоть по крышу.

Что порадовало, так это отличная тяга «шестнадцатиклапанника» объемом 1,8 л. Сто десять «лошадей» мощности, 165 ньютон-метров момента, да еще с «короткой» главной парой 4,1 позволяли творить чудеса — груженая машина с прицепом разгонялась в затяжной подъем на пятой передаче! Непривычно большой запас тяги рождает желание переключиться «вверх». По грязи машина идет очень уверенно, нет и намека на опасность забуксовать. А как вам расход топлива: менее девяти литров на не самых лучших дорогах! Есть, конечно, и недостатки, но на то и экспериментальный образец, чтобы их выявить.

«РЕНО-СИМВОЛ»

Средний расход бензина — 7,3 л/100 км. Отличная шумоизоляция, удары гравия по кузову почти не слышны. Салон хорошо защишен — почти нет пыли. Большой дорожный просвет: машина редко задевает кочки и камни; хорошая энергоемкость подвески, все трубки на днище прикрыты стальными накладками, моторный отсек защищен мощным стальным листом. Отказы были пустяковые: перегорела лампа резерва топлива, чуть барахлил прикуриватель — починили. Надорвали передний левый брызговик, пришлось его снять. Самый заметный недостаток — негерметичность низко расположенных противотуманных фар, в которых после брода оказалась вода. Однажды в темноте перепутали похожие бачки и вместо омывателя плеснули грамм сто воды... в гидроусилитель. Через пару сотен километров на ближайшей стоянке эмульсию слили и заправили чистую жидкость.

КИА-К2700

Средний расход дизтоплива — 14,9 л/100 км. Фургон служил походной кладовкой: почти полностью был завален колесами (для каждой машины везли запасной комплект), запчастями, инструментом, рекламной продукцией, личными вещами и еще бог знает чем. С такой нагрузкой лишь по ровной дороге удавалось поддерживать крейсерские 100 км/ч, при этом педаль акселератора была постоянно нажата до пола. Мало-мальский подъем заставлял переходить на четвертую, а потом и третью передачу, снижая скорость до 60 км/ч — здесь бы тахометр для контроля оборотов, а его нет. Зато на спусках КИА летел как угорелый, настигая колонну. Главное — не прозевать волны на асфальте: из-за высокого центра тяжести сравнительно короткобазный тяжело груженный автомобиль оказался очень подвержен «килевой качке», от которой водителя едва из сиденья не выбрасывало. Несвойственный развозному грузовику режим «газ в пол» обусловил высокий расход топлива — 60-литрового бака едва хватало на 400 км.

Расход масла также оказался неожиданно большим (0,5 л на каждые 600–800 км); по дороге его даже пришлось менять — не хватило «родного» на долив. Говорят, после первых 10–15 тыс. км расход придет в норму. На восьмой тысяче приварили треснувший кронштейн крепления фургона к раме. Тут же подтянули крепление правого переднего амортизатора. На бездорожье изрядно покорежили защиту силового агрегата — на груженой машине под ней едва набирается 150 мм, причем в середине базы. А вот элементы передней подвески и рулевого управления, такие беззащитные на вид, уцелели! Приятно удивила проходимость, обусловленная хорошей загрузкой ведущих колес, пусть всего лишь двенадцатидюймовых. Поначалу опасались глубоких бродов, памятуя о низком расположении воздушного фильтра и всего силового агрегата, однако все обошлось, а высоченный, похожий на шнорхель заборник воздуха оказался вполне герметичным.

ФАНФАРЫ?

Самое время припечатать штамп: все машины с честью выдержали испытание! Да, они прошли нелегкий маршрут в десять с половиной тысяч километров. Но это только начало. Почти все автомобили останутся в редакции, чтобы день за днем, километр за километром доказывать — их успех был не случайным. Так что до новых встреч с героями пробега «Евразия-2003».

P.S. Новая встреча не за горами, в следующем номере — калькуляции сервисных станций.

Начало отчета об экспедиции «Евразия-2003» см. ЗР, 2003, №№ 9, 10.

Игорь Андреев

Меня просто поразила " Шевроле Нива": машина стала шире, просторнее (при моих 120 кг это особенно актуально), комфортабельнее, в салоне тихо даже на высоких скоростях! Самые заметные недостатки — негерметичный салон, а также низко расположенные катушка зажигания и воздухозаборник двигателя. Из более мелких — приоткрытое боковое стекло дребезжит, ручка управления воздушными заслонками проворачивается вхолостую. И все равно, " Шевроле Нива" мне очень нравится. Следующей моей машиной, думаю, будет именно она.

Отдыхать удобнее в «Ниве».

Андрей Бойко

" КИА Рио" — нормальное средство передвижения для спокойного водителя. Кстати, не такое уж тесное, я полстраны проехал за крупногабаритным Волгиным и ничего. Жаль только, нет центрального подлокотника сзади, а вот багажник достаточно вместительный. Водительское сиденье вообще показалось самым удобным. Порадовали два перчаточных ящика, хорошо, что есть задержка отключения стеклоподъемников после выключения зажигания. Однако сложно управлять задним "дворником", передние забрасывают омывающую жидкость в приоткрытые окна.

Владислав Ключников

У «Фокуса» понравились хорошая шумоизоляция, мягкая комфортная подвеска, цепкое поведение на дороге, комфортабельный салон с просторным задним диваном. Однако неудобно регулировать зеркала и рулевую колонку, слишком мудрено открывается капот. По большому счету, хлопоты доставили лишь свечи и связанное с ними падение тяги двигателя, а также оторвавшиеся крепления троса стояночного тормоза. А вот электроподогрев переднего стекла — это здорово!

Петр Торичный

" Хёндэ Акцент" — приятный городской автомобиль. По характеру, скорее, женский: мягкая подвеска, легкое управление, автоматическая коробка, умеренная динамика, вместительный багажник. Пожалуй, великоват расход бензина, да "автомат" начинает суетиться при 90–95 км/ч, переключаясь то вверх, то вниз. Дважды при снятии пробитых колес ломались шпильки — это уже не случайность. Тяжелая дорога далась "Хёндэ" нелегко — чуть просела подвеска, тормоза стали не столь цепкие. В общем, окончательные итоги можно будет подвести лишь после посещения сервисной станции.

Анатолий Пугач

Полноприводный универсал демонстрирует прекрасные тяговые качества, легко буксирует прицеп, отлично ведет себя на раскисшем грунте, в колее, обнаруживая при этом умеренный аппетит. Из недостатков отмечу ощутимое запаздывание рулевого управления, увеличенные усилия и невысокую избирательность механизма переключения передач, недостаточную эффективность тормозов. Потекший сальник хвостовика заставил периодически доливать масло в раздаточную коробку.

В пробеге автомобили были обуты в покрышки концерна Continental. Могучие универсальные Conti Trac A/T (205/70R15, " Шевроле Нива") с крупным расчлененным рисунком протектора прекрасно показали себя на бездорожье, умеренно шумят на асфальте. Два однотипных Gislaved Speed 616 (175/65R14, " КИА Рио" и 185/70R14, " Форд Фокус") отлично держат дорогу и очень комфортабельны на асфальте, но первыми пасуют на мокром грунте. Очень похожи на них Conti World Contact (175/70R13, " Хёндэ Акцент") — с небольшими рысканиями, но они вытаскивают машину из неглубокой грязи. Оценить сполна вездеходные качества Continental Eco Contact (185/65R14, VAZ 21113–04 4WD) было сложно — полноприводный носитель не давал поводов усомниться в их возможностях. Тем не менее, отметим комфортабельность этих колес, отличное поведение на шоссе, низкий шум и высокую экономичность. Наиболее же универсальными в сложных условиях оказались покрышки Uniroyal Rally 680 (175/70R13, " Рено Символ"): ровное поведение на сухом и мокром загрязненном асфальте, может быть, лишь чуть выше уровень шума, неплохая проходимость.

Юрий Глядешкин

Значительный дорожный просвет, прочная энергоемкая подвеска, хорошо защищенное днище — пожалуй, «Символ» лучше других легковушек готов к превратностям судьбы. Его отличает легкое управление, умеренный расход топлива. На мой взгляд, машине чуть недостает мощности и крутящего момента, а вот громадный багажник понравился. Еще добавил бы электроприводы зеркал и плафон в задней части салона.

Большим подспорьем в дальней поездке оказались аэробоксы — закрытые багажники фирмы «Туле». Самый компактный «Океан-80» (цена 7690 руб.) объемом 310 л был установлен на " Рено Символ". Чуть больший "Эволюшн-100" (22 900 руб.) на 375 л путешествовал на крыше " Хёндэ Акцент". Бокс "Туле-X1" (27 220 руб.) способен вместить не просто 450 л мелочи россыпью, а благодаря длине 1900 мм и шесть пар лыж — он ехал на "Форде-Фокус". И наконец, самый внушительный "Вижн-850" (48 700 руб.) имеет рекордные объем 510 л и длину 2325 мм — на "Шевроле-Ниве" можно перевозить до восьми пар лыж. Багажники снабжены ремнями для фиксации груза, замками, многие открываются в обе стороны. Недостаток отмечен один — из-за отсутствия уплотнения внутрь попадает пыль. Похоже, в чистой Европе с этой проблемой не знакомы.

Павел Петрушин

В кабину К2700 садиться легко, удобны подлокотники на дверях, рычаг коробки расположен точно под рукой, хорош объемистый «бардачок». За рулем комфортно только некрупному водителю, у рослого через полторы сотни километров сводит ногу на педали акселератора. Длинноват козырек крыши: из-под него трудно разглядеть светофоры. Маловат просвет под кожухом двигателя, а вот доступ к нему из кабины неплохой. Удобно, что невелика погрузочная высота. А в общем, мне понравился этот небольшой юркий грузовичок.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии