Как гуляют руки по штурвалу

КАК ГУЛЯЮТ РУКИ ПО ШТУРВАЛУ

БАРАНКИ В УПАКОВКЕ

Разместить кнопки на руле — дело нехитрое. Проблема — соединить провода во вращающемся рулевом колесе с неподвижными электрическими цепями в колонке. Простенькие конструкции, где на штурвал выведена только «бибикалка», обходятся ползунком, который ездит по контактным кольцам. Кнопка на руле замыкает контакты, ток по пластине течет к клаксону. Второй провод не нужен, минус «сидит» на рулевом вале.

Конструкцию «переходника» изменили ради подключения новых устройств. Одно из них — подушка безопасности, к которой идут питающие и управляющие электрические цепи. Место ползунка занял плоский шлейф, намотанный на катушку. При повороте руля он вытягивается на нужную длину, а потом вновь накручивается на бобину. Кстати, многие горе-ремонтники, снимая рулевое колесо, забывают потом выставить «переходник» в среднее положение. А так как длина шлейфа ограничена (она рассчитана обычно на четыре оборота руля), то после первого же поворота «штурвала» до упора приходится заказывать новую деталь.

В рули современных автомобилей с мультиплексной проводкой часто встраивают управляющий блок, который собирает сигналы от всех кнопок на баранке, преобразует их в цифровой код и передает адресатам. Такое устройство позволяет не тащить широкий шлейф от штурвала к рулевой колонке, сделав конструкцию более компактной.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Количество и само наличие кнопок на руле не всегда зависят от цены автомобиля. Конечно, на дешевых машинах они почти не встречаются. Но иногда и дорогие модели обходятся аскетичным, по нынешним понятиям, набором.

Например, на руль «Лексуса-GS300» вынесены только кнопки переключения передач. С лицевой стороны обода — «Down» для последовательного переключения вниз, на обратной — «Up», соответственно, вверх. Кстати, японцы выбрали не только оригинальное расположение, но и обозначения кнопок (у большинства моделей на клавишах коробки — значки «плюс» и «минус»). Правда, иногда так помечают и кнопки регулирования громкости магнитолы или управления круиз-контролем. Тогда для коробки передач используют другие символы, а клавиши располагают в стороне от остальных.

На некоторых автомобилях с гидромеханическими коробками или вариаторами встречаются иные обозначения на руле. Например, у «Хонды СR-V» на баранке расположены две клавиши, управляющие «автоматом» — индекс «D» соответствует обычному режиму, «S» — спортивному.

НА НЕСКОЛЬКО ОКТАВ

Да что там коробки передач — на большинстве современных моделей рули буквально усеяны кнопками: клавишей — на пару фортепьянных октав. Они отвечают за аудиосистему, телефон, круиз-контроль и другие опции.

На штурвале БМВ 7-й серии под правой рукой расположена кнопка «S/М» — спортивный или ручной режим коробки. Чуть ниже — клавиши аудиосистемы. С их помощью ищут нужную радиостанцию или любимую песню на компакт-диске. Самую нижнюю кнопку можно запрограммировать, возложив на нее любую из перечисленных функций.

Клавишами «плюс» и «минус», расположенными под левой рукой, регулируют громкость звука аудиосистемы и громкоговорящей связи. Под ними — управление телефоном, а выше — запуск системы голосовых команд.

Пока до унификации расположения клавиш не дошли даже конструкторы одной фирмы. Проектируя «семерку», баварские инженеры вынесли управление круиз-контролем на подрулевой переключатель, а в «трешке» предпочли-таки расположить клавиши на руле. «Плюсом» и «минусом» задают нужную постоянную скорость, а запоминают ее, нажав соседнюю кнопку.

Конструкторы современного «Гелендевагена» не стали распыляться по мелочам — вывели на руль управление бортовым компьютером. Нажимая кнопки, можно «ходить» по меню, отдавая команды различным приборам и системам. Кстати, такая схема управления реализована не только на вседорожнике, но и купе «Мерседес-Бенц CL».

БАРАНКИ НОВОЙ ВЫПЕЧКИ

Похоже, в ближайшее время достойной замены привычному рулевому колесу не появится. Разве что штурвалы станут еще меньше — как у концептов, многие из которых через несколько лет превратятся в серийные модели.

Но вырисовывается и другая тенденция — «штурвалы» будущего будут еще плотнее усеяны кнопками. В прототипе «Вольво-SCC» можно, не снимая рук с баранки, управлять бортовым компьютером, навигацией, круиз-контролем, аудиосистемой. Рядом — кнопки, отвечающие за климат в салоне и работу видеокамер заднего вида. А кнопки на руле «Сузуки-Концепт S» заменили подрулевые переключатели.

Конечно, маловероятно, что рули серийных автомобилей будут настолько перегружены кнопками и тумблерами, как «штурвалы» автомобилей формулы 1. Просторный салон, в отличие от тесного кокпита, не зажимает конструкторов в строгие рамки. К тому же рядовому водителю недолго и запутаться в мудреной клавиатуре.

А вот некоторые гоночные «штучки», например информационные дисплеи в середине баранки, вероятно, появятся на дорогих автомобилях уже через несколько лет. При необходимости они отобразят самую разнообразную информацию о состоянии автомобиля и предстоящем маршруте.

Интересно, а можно будет, припарковавшись, посмотреть на руле кино или сыграть партию в шахматы с умным бортовым компьютером?

Конструкция «переходника» рулевого колеса: 1 — подвижное кольцо; 2 — провода к рулевому колесу; 3 — корпус; 4 — провода к рулевой колонке; 5 — соединительный шлейф.

Правой рукой водитель БМВ 7-й серии управляет коробкой передач и аудиосистемой, левой — телефоном и системой голосовых команд. Двумя кнопками на ободе может вручную переключать передачи.

Концепт «Вольво-SCC». Наряду с уже привычным набором клавиш на «штурвале» расположена кнопка, управляющая тремя камерами заднего вида и еще одной дополнительной, которая следит за детьми на заднем сиденье.

На руль «Сузуки-Концепт S» вывели управление световыми приборами и стеклоочистителями.

Вершина конструкторской мысли — штурвал болида формулы 1. «Руль „Тойоты“: 1 — кнопки выбора программного обеспечения; 2 — настройка противобуксовочной системы; 3 — включение системы контроля старта; 4 — выбор режима работы двигателя; 5 — связь с боксами; 6 — регулировка сцепления; 7 — отключение автоматического режима переключения передач вверх; 8 — диоды, дублирующие флаги на трассе; 9 — экран, отображающий время прохождения сектора; 10 — тахометр; 11 — технический монитор; 12 — электронный спидометр; 13 — ограничитель скорости на пит-лайне; 14 — подтверждение вызова из боксов; 15 — включение нейтрали; 16 — выбор параметров, выводимых на технический монитор; 17 — регулировка дифференциала.

Подрулевыми рычажками пилот последовательно переключает передачи и управляет сцеплением.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые