Не отпугивать — охранять

НЕ ОТПУГИВАТЬ — ОХРАНЯТЬ

СЛОВО УСТАНОВЩИКУ

Телевизионные и прочие шоу с угонами автомобилей на время не имеют отношения к реальным грабежам: забавно — но и только. Угонщик хитрее. Журнал не раз писал, что угон «серьезного» автомобиля планируют заранее, причем количество «заготовок» точному подсчету не поддается. Прежде всего объект похищения постараются сделать безмолвным.

КСТАТИ, О КРИЧАЩИХ МАШИНАХ

Бездарно установленная сирена, торчащая на самом видном месте, выводится из строя за считанные секунды. Способов много — оторвать провода, залить водой или пеной, разбить молотком (ЗР, 1998, № 6). Поэтому мы у себя на сервисе не только капитально запрятываем ее «в закрома», но и подключаем устанавливаемую систему к автономному источнику питания — например, аккумулятору на 1,2 А.ч. Он независимый и подсоединен к основному через специальную цепь подзарядки — в пусках мотора он участия не принимает. При этом снаружи абсолютно ничего не видно — на любом автомобиле мы обязательно находим такие закоулки, куда добраться не так просто. Такой машине «глотку» не заткнешь, а даже у угонщиков нервы не железные. Само собой, аналогичным образом при желании спрячем и пейджер: стыдно смотреть, когда передатчик «вычисляется» с первого взгляда... Первый признак профессионально установленной системы — никаких следов снаружи.

Понятно, что любые «вопли», в том числе и посредством пейджера, — защита пассивная: ори не ори, а что толку, если мотор заведут и уедут... Поэтому главная задача — заблокировать двигатель, но вот этого почти никто делать не умеет, да и не хочет... Основные причины — лень установщиков и... нежелание хозяина!

Наш доверчивый человек вообще издавна привык совершать странные с точки зрения логики поступки. Запрет дверь, а ключ положит под коврик... Установит домофон, а код нацарапает гвоздем на соседней стене. Купит противоугонку, а внедряться в недра автомобиля испугается — а вдруг что случится? Вот и висят под капотами «мерсов» и «бээмвэшек» инородные проводочки и неродные реле, а горе-установщик комментирует: мол, если что-то сдохнет, так выдерни вот эту штучку и вставь вместо нее канцелярскую скрепку — поедешь дальше. Неудивительно, что угонщик первым делом «вычисляет» эти самые реле — как по внешнему виду, так и по звуку... А дальше и метод тыка подойдет: реле умеет либо замыкать, либо размыкать — вот и все...

КСТАТИ, О РЕЛЕ

Электромеханическое реле — самый ненадежный элемент в схемотехнике противоугонных устройств. При этом его заведомо легко обнаружить — оно выдает себя габаритами, звуками и определенным количеством проводов. Кроме того, даже не зная схемы подключения, реле несложно обмануть поочередной переборкой возможных вариантов: коротнуть на «плюс», попробовать «минус» — что-нибудь да сработает. Особенно когда речь идет о халтурной установке, где все наспех проложенные провода видны невооруженным глазом.

Мы никогда не применяем такие реле для блокировки — исключение разве что сильноточная цепь пуска двигателя. В остальных случаях их роль выполняют полупроводники. Простейший пример — вазовская карбюраторная «восьмерка» (см. рис.). Понятно, что в таких примитивных машинах блокировать нечего по определению, но если изменить распайку датчика Холла, доработать ответную часть жгута, а «землю» датчика пустить через транзистор, то даже электрики на автосервисах встают в тупик. Конкретный пример — полгода назад такую машину пытались угнать в Нижнем Новгороде. Поотрывали все, что можно, цепляли «пауков» — в итоге так и бросили. А хозяин еще сутки ездил по автосервисам — просил восстановить «статус-кво». Только на шестой «точке» одолели, да и то, когда нам сюда позвонили... И коммутатор меняли, и трамблер — а толку-то?

Защитить простую машину всегда гораздо тяжелее, чем «навороченную». Но в любом случае ограничиваться дежурным приемом по втыканию реле в разрыв питания катушки зажигания мы считаем просто недостойным: не можешь сделать как следует — не берись совсем. На простой машине придумать что-то необычное даже интереснее — влезть в «потроха» прерывателя, изменить привод трамблера, доработать стартер...

КСТАТИ, О СТАРТЕРАХ

В ЗР, 1998, № 12 была приведена схема необычной блокировки стартера, применяемая нами на простейших автомобилях типа «классики». Напоминаю — достаточно разорвать связь между втягивающей обмоткой и электромотором, чтобы пуск двигателя из салона стал невозможен. Понятно, что угонщик сразу полезет с куском провода под капот, но привычная закоротка «на плюс» не сработает. Действительно, если подать напряжение на клемму «50», то оживет только удерживающая обмотка — у нее сил «не хватит», а если коротнуть контакты тягового реле, то стартер начнет крутиться вхолостую — только и всего. Стоит оговорить — подобный прием мы применяем и на иномарках: возни, конечно, много, но овчинка выделки стоит. А если еще коробка-"автомат" присутствует, так машину и с толчка не пустить... Впрочем, справедливости ради отмечу, что на доработку стартера соглашаются не все: опасаются, как бы чего не вышло... Что ж — дело хозяйское.

Вообще боязнь «как бы чего не вышло» часто у клиента в крови, и небезосновательно. Тот, у кого хотя бы раз в пятистах километрах от дома машина вдруг переставала слушаться брелока, имеет моральное право опасаться всего на свете. Тем не менее наша позиция в подобных вопросах жесткая — уж если всем другим способам защиты автомобиля мы предпочитаем электрический, то блокируем так, что никакой автосервис с ходу не вычислит.

КСТАТИ, О БЛОКИРОВКЕ

Очень часто способ блокировки придумывает... сама машина, попадающая к нам не на установку системы, а просто на ремонт. Бывает, с трудом находишь неисправность, а потом задумываешься — так ведь это же можно использовать! В итоге берем, например, вот такую микросхемку (фото) и пристраиваем внутри жгута проводов, где — не скажем. В одном случае она будет управлять низковольтными выходами под катушки зажигания, в другом — нарушит работу пары хитрых датчиков, отсутствие которых вносит невообразимую сумятицу в работу компьютера, в третьем — займется привычным «датчиком колена» (ДПКВ). Замечу, что при блокировке ДПКВ мы последовательно разрываем оба провода — известны случаи, когда заработавший двигатель отказывался глохнуть по команде брелока, поскольку сигнал умудрялся пролезать через разорванный провод в виде наводки! Датчик-то — индуктивный, амплитуда растет пропорционально оборотам... А угнать заведенную машину — скажем, от гаража, пока хозяин ворота открывает — одно удовольствие.

Полупроводники — оптроны, транзисторы и т. п. — хороши не только высокой надежностью и малыми габаритами, но еще и тем, что «не понимают» метода научного тыка. Наиболее вероятной реакцией на попытки угонщика «познакомить» их напрямую с «плюсом» или «минусом» питания будет мгновенное «харакири», после которого машина становится «невыездной» по определению. Да, после этого потребуется наше вмешательство, но, согласитесь, обратиться к нам по поводу ремонта будет куда приятнее, нежели в милицию по поводу угона.

Иногда приходится слышать: мол, какая там надежность у электроники — один паршивый полупроводник сгорит — и все... Спорить не хочу: в конце концов, все вышесказанное — это всего лишь мое, особое мнение. А насчет надежности... Ну, не знаю — возьмите и чисто визуально сопоставьте «потроха» устанавливаемых нами систем и какого-нибудь блока защищаемого автомобиля. Сравнение будет явно не в пользу последнего, так что проблему отказов охранных систем считаем надуманной.

Удивлю противников электроники еще раз: все 100% систем, устанавливаемых нами на автомобиль, мы вскрываем и дорабатываем по своему разумению! Удаляем электромеханические реле, добавляем цепи согласования с внешними полупроводниками, выбрасываем множество лишних проводов из жгутов... В итоге повышается скрытность монтажа, а клиент получает абсолютную защиту все от тех же нехороших сервисменов... Что скрывать — ребята на некоторых СТО порой любят пошалить и незаметно заменяют на обслуживаемом автомобиле основной блок фирменной противоугонки на другой, точно такой же. Хозяин ничего не замечает, поскольку новый брелок выглядит так же, как и прежний — откуда ему знать, что запасной «коллега» уже лежит в кармане угонщика, которому теперь остается просто забрать машину в удобное для него время. А наша система для каждой машины — своя: ее просто так не заменишь, будь она даже на виду.

Короче, я — за электронику: она меня еще не подводила. Кто не согласен — пусть приведет свои аргументы: можно и поспорить.

«Взглянув на Ларчик, он сказал: „Ларец с секретом...“ А ведь все просто — поменять коммутацию проводов, а „земляной“ вывод Ларчи... простите, датчика подключить через транзисторный каскад сигнализации. Это — всего лишь один из вариантов защиты, приемлемый даже для простой „восьмерки“.

В корпус современной микросхемы можно упрятать, скажем, пару коммутаторов, управляющих нужными цепями. Обнаружить такого «жучка» в толще жгута почти невозможно. Аналогично выглядит бесконтактная замена для реле, управляющих «мигалками». В итоге наши «охранки» работают беззвучно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии