О бедном ОСАГО замолвите слово

Уже полгода прошло с того дня, как вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО и отечественная система страхования стала на целый шаг ближе к «европам». Что же с тех пор изменилось? Стало ли простому водителю легче жить? Убавилось ли работы у инспекторов? Шесть месяцев — немалый срок, чтобы понять целесообразность принятых мер…

По данным Российского союза автостраховщиков, которые предоставил ГЗР начальник отдела прямого урегулирования убытков РСА Евгений Васильев, на конец августа число обратившихся по прямому возмещению убытков составило около 10 тысяч, из них более половины получили возмещение. По Европейскому протоколу обратилось около 500 человек, более 100 получили возмещение, еще 200 — отказ.

страхование

страхование

Смех сквозь слезы

Спустя шесть месяцев и в прессе, и среди водителей все чаще можно услышать негромкое предположение, что российский рынок автострахования еще «не очень готов» к введению системы Европротокола, когда оформить ДТП могут два водителя на месте, не прибегая к помощи инспектора ГИБДД. Большинство страховых компаний, даже крупных, признаются, что к ним не обратилось ни одного (!) пострадавшего в ДТП, оформившего аварию по Европротоколу.

Игорь Иванов, заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия», прокомментировал для ГЗР сложности «упрощенки» так: «Система упрощенного урегулирования была введена без достаточной проработки. Ей не очень доверяют водители — ведь далеко не каждый способен на месте, не будучи специалистом, оценить, например, степень повреждения автомобиля — скрытые повреждения вполне могут быть и такими, что отведенного „упрощенкой“ лимита выплат в 25 тыс. руб. не хватит на их устранение». Сами же страховщики могут заведомо подозрительно отнестись к заявлениям такого рода, ведь инсценировать ДТП без необходимости вызова ГИБДД гораздо легче, а это может привести к учащению мошеннических страховых случаев. С системой прямого урегулирования убытков дела обстоят чуть лучше.

А сам не плошай…

Несмотря на то, что в условиях выплат по прямому возмещению убытков от ДТП четко прописаны все пункты, на которые нужно ориентироваться, процент отказов страховых компаний довольно внушителен. Так, «РЕСО-Гарантия» с 1 марта текущего года отказала в вы плате в 205 случаях по причинам того, что на самом деле в ДТП участвовало более двух автомобилей, полис виновника ДТП не принадлежал указанному в заявлении страховщику или гражданская ответственность виновника вообще не была застрахована, а также в случае невозможности определить степень вины участников постфактум. Также нередкой причиной отказа может стать допущение ошибок и неточностей в заполненных на месте ДТП документах — это приводит к искажению информации, доходящей до страховых компаний участников. В ситуации опять помог разобраться Игорь Иванов; он пояснил, в каких моментах процедура прямого возмещения не применяется:

— заявление о страховом случае уже подано в страховую компанию виновника ДТП;

— пострадавший и виновник аварии заполнили оба экземпляра извещения, но у них имеются разногласия об обстоятельствах ДТП и характере повреждений;

— пострадавший добивается только возмещения морального вреда или упущенной в результате ДТП выгоды;

— ДТП произошло в ходе соревнований, испытаний или учебной езды;

— вред причинен антикварным предметам, ценным бумагам, произведениям интеллектуальной собственности или предметам религиозного характера;

— факт нарушения ПДД, повлекшего аварию, оспаривается в суде;

— пострадавший несвоевременно уведомил страховщика о наступлении страхового случая.

Самым печальным случаем, конечно, становится отзыв лицензии вашей компании-страховщика, что сейчас вовсе не редкость — с начала года лицензий лишились более 30 страховых компаний. Если такая беда все же произошла, за помощью следует обратиться в РСА. И, разумеется, необходимо помнить, что покупать полис автогражданки можно только у крупных и хорошо зарекомендовавших себя страховщиков и не «вестись» на внушительные скидки и низкие цены.

Стоила ли овчинка выделки?

Новшества в Законе об ОСАГО в общей сложности касаются трех сторон — страховщиков, водителей и ГИБДД. По мере распространения Европротокола (если это все же произойдет) количество вызванных мелкими ДТП пробок, быть может, начнет сокращаться, и у инспекторов появится больше возможности заниматься организацией дорожного движения. Как уже было сказано, водители «упрощенке» пока не очень доверяют и не всегда способны на месте происшествия трезво оценить «масштаб катастрофы», без ошибок заполнить бумаги. А на рынке страхования, в свою очередь, происходит принудительное оздоровление — страхователи стали разборчивее, с рынка же уходят неблагонадежные и нежизнеспособные компании. Возможно, спустя год ситуация стабилизируется, а водители станут более разборчивыми и менее пугливыми. Вернемся к этому разговору еще через полгода, тогда и посмотрим.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии