Пятно конфликта

ПЯТНО КОНФЛИКТА

ФОРМУЛА 1

Когда такое было?! Рубенс Баррикелло везде стартовал с более высоких позиций, блестяще выиграл британский Гран-при, в других гонках реально мог бороться за подиум, но помешали аварии. А что помешало Михаэлю? Почему он, привычно став лидером чемпионата, вдруг резко сбавил ход?

Прежде чем обвинять высшее руководство формулы 1 в тайном сговоре с "Феррари", искусственном поддержании интриги и принудительном внесении поправок в сценарий чемпионата, поищем другие ответы. Сам Михаэль все объясняет очень просто. После Великобритании: "Мне не повезло. Бегущий по трассе голый человек спутал все карты. Я очень рад за Рубенса". Возможно. После Германии: "Я шел вторым, но проколол левую заднюю покрышку". Допустим. После Венгрии: "В общем, все пошло наперекосяк".

Иными словами, цепь нелепых случайностей. Вполне убедительная аргументация, даже если не принимать во внимание речи Михаэля до старта тех же гонок. В Великобритании, Германии и Венгрии: "Вильямс" и "Мак-Ларен" очень сильны, но мы постараемся что-нибудь сделать". Перед Италией: "В команде все отлично. Не сомневаюсь в победе". Совсем разные интонации, не правда ли? И Рубенс в Монце тоже выступил сильно, но... с изрядным отставанием от Михаэля.

После фиаско в Будапеште "Феррари" указала на сенсационную причину своего спада: у соперников неправильные покрышки "Мишлен"! Ситуация вернула нас к достопамятным временам: канадские хоккеисты, почуяв, что безнадежно проигрывают сборной СССР, просили арбитров измерить клюшки соперника. Фернандо Алонсо, выигравший венгерскую гонку, поднял "Феррари" на смех: "Когда "Феррари" и "Бриджстоун" постоянно побеждали, на "Мишлен" никто не жаловался. Они просто не умеют проигрывать!"

ФИА, выслушав обе стороны, изменила порядок замера пятна контакта передних шин. Не до, как было всегда, а после гонки: вместо допустимых 270 мм на "Мишлене" получалось 286. Прежним правилам это не противоречило. Но вот интересно, почему японские шинники, зная о военной хитрости французских коллег, не пошли таким же выигрышным путем? Ведь они остались при мнении, что широкое пятно - только во вред, и продолжают поставлять своим командам "стартовую ширину" 220 мм!

Ширина протектора, в свою очередь, не объясняет доминирование "Феррари" на Гран-при Италии. Да, "Мишлен" привез сюда обувь нового образца. Но еще до старта представитель французской фирмы объявил: "Она другая по составу, но не размерам. За столь малый срок мы не можем радикально изменить технологию производства. И если ФИА после финиша захочет дисквалифицировать 10 машин - пожалуйста. Мы намерены отстаивать нашу правоту". К счастью, в "Монце" доминировали пилоты quot;Феррари", дисквалификация не понадобилась. Правда, спортивный директор "Скудерии" Жан Тодт спрятал туза в рукаве: "Если что-то помешает нам взять титул, я подам иск на покрышки "Мишлен". Мы опротестуем результаты всех шестнадцати гонок. У нас тут честная игра, и мы никому не позволим шельмовать!"

"Мишлен", впрочем, наладил неплохую оборону: "Оставляем за собой право подать в суд на руководство "Феррари", допустившее оскорбительные выпады в наш адрес". А ФИА по просьбе французов взяла на длительные исследования (да-да, бомба - замедленного действия) образцы покрышек "Вильямса" и "Феррари". На тестах инженеры "Мишлена" заподозрили, что "Бриджстоун" нарушает пункт регламента, касающийся симметричного расположения канавок относительно продольной оси.

Ну, если добрались уже и до канавок, то отличный шанс выиграть чемпионат получает "Минарди"! Для этого ей достаточно снять со своих машин электронную систему "тракшн-контроля", оптимизирующую разгоны и торможения. Или совершить последний пит-стоп за круг до финиша. А потом настрочить протест на все остальные команды.

"Тракшн-контроль" формально запрещен с июля этого года, но команды до сих пор используют его по "джентльменскому соглашению", не зафиксированному в регламенте. Технический делегат ФИА Чарли Уайтинг, чей долг нещадно карать нарушителей, смотрит на это сквозь пальцы. Шеф "Минарди" Пол Стоддард, кстати, уже запускал пробный шар, когда потребовалось вытрясти из заводских команд гарантию на поставку в сезоне-2004 двигателей "по сниженным расценкам". Он пригрозил стартовать в Сильверстоуне без "тракшн-контроля". Шантаж отлично сработал! "Мы получили определенную компенсацию", - туманно прокомментировал Стоддард одно из совещаний боссов команд при закрытых дверях.

Что касается канавок, то с тех пор, как ФИА распорядилась их нарезать (дабы уменьшить пресловутое пятно контакта, снизить скорости и повысить безопасность), все команды, в том числе "Феррари", ездят на неправильных шинах. Форма, глубина и ширина канавок строго оговорены. Непременное условие - после финиша на шине должны остаться хотя бы контуры всех четырех канавок. Однако известны случаи, когда гонщики финишировали на абсолютно "лысых" покрышках. И Чарли Уайтинг что-то не бежал к машинам с линейкой в руках! А ведь производитель способен изготовить канавки, эффективно стирающиеся в ноль, скажем, за пять кругов. И ни одна живая душа не сможет доказать, будто это не "естественный износ". Что там говорил Жан Тодт насчет честных гонок?

Нам сегодня легче поверить в "тайный сговор", нежели в полосу неудач, засосавшую Михаэля Шумахера. Разве интересней было бы, выиграй он свой шестой и четвертый кряду (!) титул досрочно, гонок за пять до конца сезона? Нет, не случайно формулу 1 прозвали Большим Цирком: жонглеры и эквилибристы тут самой высокой квалификации.

После длительного перерыва на трассе вновь доминируют красные машины.

Передние и задние шины "Бриджстоун" изнашиваются неодинаково. "Мишлен" заподозрил, что из-за разного состава резины. Регламент предписывает одинаковый состав.

Радость "Феррари" в полной мере разделил представитель "Бриджстоуна".

1. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:14.19,838;

2. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, "Вильямс-БМВ") - 0.05,2;

3. Р. БАРРИКЕЛЛО (Бразилия, "Феррари") - 0.11,8;

4. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 0.12,8;

5. М. ЖЕНЕ (Испания, "Вильямс-БМВ") - 0.27,8;

6. Ж. ВИЛЬНЕВ (Канада, "BAR-Хонда") - 1 круг;

7. М. УЭББЕР (Австралия, "Ягуар-Форд") - 1 круг;

8. Ф. АЛОНСО (Испания, "Рено") - 1 круг.

ГРАН-ПРИ США

1. М. ШУМАХЕР - 1:33.35,997;

2. К. РАЙККОНЕН - 18,2;

3. Х.-Х. ФРЕНТЦЕН (Германия, "Заубер-Петронас") - 37,9;

4. Я. ТРУЛЛИ (Италия, "Рено") - 48,3;

5. Н. ХАЙДФЕЛЬД (Германия, "Заубер-Петронас") - 56,4;

6. Х.-П. МОНТОЯ - 1 круг;

7. ДЖ. ФИЗИКЕЛЛА (Италия, "Джордан-Форд") - 1 круг;

8. ДЖ. УИЛСОН (Великобритания, "Ягуар-Форд") - 2 круга.

После 15 этапов

Пилоты: 1. М. ШУМАХЕР - 92;

2. К. РАЙККОНЕН - 83;

3. Х.-П. МОНТОЯ - 82;

4. Р. ШУМАХЕР - 58;

5-6. Р. БАРРИКЕЛЛО, Ф. АЛОНСО - по 55.

Команды: 1. "Феррари" - 147;

2. "Вильямс" - 144;

3. "Мак-Ларен" - 128;

4. "Рено" - 84;

5. "Заубер" - 19;

6-7. BAR, "Ягуар" - по 18.

ФОТО: DPPI И ДПК

Подпишитесь на «За рулем» в