Чистая работа

ЧИСТАЯ РАБОТА

СПАСАЕМСЯ ОТ КОРРОЗИИ

Впрочем, почти нигде в мире этого уже не делают - нецелесообразно. Значит, надо сохранять тот, что есть. Основных врагов два - аварии и коррозия. С ней и боремся.

ЗАЩИТА ИЛИ БОРЬБА

Большинство кузовов сделано из обычного листового проката. Голое железо быстро ржавеет, поэтому изготовители беспокоятся о защите. Металл покрывают слоем цинка, грунтуют, красят, наносят антигравийные и противошумные мастики. Но автомобиль живет в агрессивной среде. Солнце, мороз, соль, вода, камни, песок, вибрации и вандалы неизбежно разрушают оборонительные рубежи. И не дай бог попасть в аварию. В мастерской металл тянут, сваривают, греют и наклепывают. Внешний вид воссоздать удается, а вернуть коррозионную стойкость, увы, нет. В любом случае, если собираетесь ездить на машине больше года, есть резон ехать на антикор.

Препараты, призванные на борьбу со ржавчиной, делятся на пленочные и химические. Первых гораздо больше. Это широко известные "Тектил", "Меркасол", "Динитрол" и т. д. К ним же относится и старый добрый "Мовиль". Их задача - образовать на поверхности прочный защитный слой. При обработке главное - обеспечить надежное сцепление с поверхностью. Прежде ее надо хорошо отмыть и тщательно высушить. В скрытых полостях это не так-то просто, но халтура сведет все труды на нет. В местах, где препарат не прилипнет к металлу, сквозная коррозия неизбежна! Не поленитесь хорошенько осмотреть дно. Отставший пластизоль надо безжалостно удалить, иначе под мастикой образуется воздушный пузырь. Будьте уверены - вода с растворенными в ней солями туда дырочку найдет! Вывод, надеюсь, ясен: эти снадобья хороши для свежих, не тронутых ржавчиной машин с надежным пластизолевым покрытием. Естественно, при строгом соблюдении технологии нанесения. Со временем покрытия стареют и отслаиваются. Поэтому возобновлять защиту целесообразно раз в два-три года.

Химических препаратов два - канадский "Раст-стоп" и отечественный "Миг-антикор". Мы используем зарубежный.

Принципиальное отличие от мастик - активная защита. "Раст-стоп" хоть и не создает толстых пленок, стоит насмерть. Ведь он содержит особые вещества - ингибиторы коррозии, препятствующие реакции окисления. Они в постоянном движении, в поисках очагов коррозии и "белых пятен" в покрытии. Найдя ржавчину, останавливают процесс, проникая до чистого металла. Наносить "Раст-стоп" можно прямо на воду - он ее вытесняет. И еще одно удивительное свойство - способность защитить краску на молекулярном уровне. Поэтому не удивляйтесь, когда при обработке вашу машину обольют с ног до головы. К сожалению, ингибиторы долго не живут, оттого приверженцам препарата приходится посещать наш центр ежегодно.

КУДА ПОДАТЬСЯ?

Самостоятельная обработка кузова нынче не в моде. Кому охота химическую пыль глотать? К тому же нужна моечная установка высокого давления и мощный компрессор. Встречающиеся в продаже аэрозольные баллончики предназначены для мелких дефектов. Ведь порог, к примеру, таким не прольешь - факел коротковат!

Часто антикор делают еще в автосалоне. Покупателю это удобно - одной заботой меньше. Беда в том, что нередко работу проводят для галочки. Ведь основной доход - от торговли машинами. Все остальное - попутно. Клиент качество покрытия проверять не станет - ему бы автомобиль выбрать. Так что лучше за дополнительную услугу там не платить, а обратиться к профессионалам. Настоящих немного. В 1993-1994 гг. в Москве предлагали услуги около 200 фирм. Нынче еле наберется 20, из тех половина - вышеупомянутые салоны.

Несколько рекомендаций по выбору. Поинтересуйтесь, есть ли у мастера технологические карты. Лучше, если дополнительные отверстия будут сверлить по науке, а не по наитию, иначе, не ровен час, и бак просверлят! Хороший вопрос - сколько времени займет работа. На "Раст-стоп" уходит часа два, на пленочные препараты - три-четыре. В полчаса укладываются халтурщики.

Предпочтительней мастерские широкого профиля. Там ведь не привязаны к одной марке, значит, без предвзятости подберут нужный состав. И последнее: расспросите о гарантиях. Кто-то ведь ручается за сохранность кузова, а кто-то лишь за соблюдение технологии. Чувствуете разницу?

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Наша мастерская из числа универсальных, работаем с препаратами разных типов. К сожалению, только импортными. Наши "не пошли" из-за нестабильного качества. Цены на работу для разных машин почти одинаковые, от вида мастики не зависят. Так, обработать "Жигули" и установить подкрылки - около ста долларов. Больше всего нравится работать с "Раст-стопом". Он ведь "умный" - все огрехи заполняет сам. Захотел схалтурить - не получится. Безвреден опять же. Как-то капнул в глаз - только проморгался. Пахнет приятно, миндалем. А еще он прозрачный и почти бесцветный, после обработки - чистота. Даже недоразумения случаются. Мужик снял обшивку двери - ничего не увидел. Уже жалобу накатал - еле успокоили. Ну а главное, что у постоянных клиентов машины не ржавеют. Поскользнуться мне на этом месте, если вру!

Тщательная мойка - половина дела.

Баллончики эффективны в легкодоступных местах.

Подкрылки - хорошее дополнение к любому антикору.

Скрытые полости вскрывают дрелью. Вновь проделанные отверстия глушат пробками с помощью оправки.

Автомобиль антикорят со всех сторон: снизу...

...сверху...

...и сбоку.

Протирка стекла - финал технологического процесса.

СЕМЕН БАНКОВ, СМЕННЫЙ МАСТЕР ЗАО "РОСТ-ПЛАСТИК"

Подпишитесь на «За рулем» в