Как мы еще живы...

Как мы еще живы...

]

Автомобиль может убить быстро, а может медленно — выхлопом. Конечно, из года в год агрегаты становятся все экологичнее, но и количество их тоже увеличивается в геометрической прогрессии, а потому дышать на Земле легче не становится. А все этот несовершенный двигатель внутреннего сгорания! Сколько же от него гадостей.

Само по себе сгорание «производит» только моноксид азота NO, который при охлаждении окисляется до диоксида NO2. В составе же выхлопных газов обычно выделяют NOх. Это, собственно, и есть смесь NO и NO2 в пропорциях примерно 9 к 1. Оксиды азота в окружающей среде вступают в реакцию с несгоревшими углеводородами (тем же этиленом и бутаном), из-за чего в крупных городах и возникает ядовитый смог.

Сами углеводороды (СН) появляются в выхлопных газах по нескольким причинам, но в основном — из-за не до конца сгоревшего топлива. Во-первых, при переходе с фазы выпуска на впуск толика свежей топливовоздушной смеси вылетает в выпускной коллектор. Во-вторых, уже в камере топливо сгорает не полностью — или сам процесс идет слишком медленно, или при позднем зажигании. В-третьих, несгоревшее топливо накапливается в масляной пленке, в промежутках между поршневыми кольцами, поршнем и цилиндром. Ну и, конечно, больше всего CH выбрасывается при слишком богатой смеси и при переходных режимах нагрузки мотора.

Даже в самом совершенном двигателе не удается обеспечить стопроцнтное сгорание топлива. Небольшая его доля всегда выбрасывается в выпускную систему, еще больше увеличивая содержание СН в выхлопных газах. На современных автомобилях токсичные газы «добиваются» каталитическим нейтрализатором, в одной из ступеней которого несгоревшие пары топлива доокисляются. И все равно часть углеводородов вылетает в атмосферу несгоревшей.

Есть еще один очень вредный компонент выхлопных газов — CO — тоже результат неполного сгорания. СО крайне ядовит. Уже при концентрации в 0,01% вызывает головную боль. А 0,1% приводит к летальному исходу. Содержание угарного газа увеличивается, когда кислорода в топливовоздушной смеси недостаточно для превращения CO в CO2, то есть при той же чересчур богатой смеси.

Если заняться глобальными подсчетами, то получится, что автомобиль вносит в нашу атмосферу 1/2 всех оксидов азота, 2/5 углеводородов, 2/3 угарного газа и 1/7 углекислого.

Последний не ядовит, зато из-за его большой концентрации в атмосфере возникает на планете парниковый эффект. Будем считать, что в среднем каждый сожженный килограмм топлива выдает на-гора 3 кило СО2, получается, что каждые 100 километров пробега автомобиль «производит» 20 кило углекислого газа. Прикиньте!

В общем, не зря цивилизованные страны постоянно ужесточают экологические требования к выхлопу автомобилей. У нас же — все как всегда, на авось... Вроде ввели Евро-2, что по идее означает прекращение производства карбюраторных машин. Но опять же — нашим заводам дают поблажки в виде квот на производство морально устаревших систем питания. И ведь это все будет и будет продолжаться — видимо, до полной победы маразма над здравым смыслом. Вспомните пошлины...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии