Все свечи одинаковые?

Недавно пришлось вступить в полемику с одним важным господином из высокого кабинета. Господин был искренно убежден в том, что с появлением каталитических нейтрализаторов значимость свечи зажигания стала нулевой, а потому проводить какие-либо сравнительные испытания нет никакого смысла. Дескать, катализатор все сожжет, а потому выхлоп всегда будет в норме. А ежели начнутся пропуски искрообразования, так сразу загорится «Чек энджин» – опять-таки, никаких проблем. Стало быть, все свечи по определению становятся абсолютно одинаковыми: бери ту, у которой название больше нравится. Или ценник посимпатичнее.

Объяснить что-либо в таких случаях трудно. Это студенту можно втолковать, что катализатор сжигает далеко не все (по СН и NO – примерно до 30...50%). Поэтому чем больше сырая токсичность, на которую влияют свечи, тем больше и сухая. Мало того, катализатор успешно гасит токсичность не на всех режимах: в частности, при обогащении смеси, то есть на разгонах, пуске, больших нагрузках, он тоже работает не ахти – здесь-то и сказывается класс свечей. А на мощность, пуск и расход топлива катализатор не влияет вообще. А вот свечи, опять-таки – влияют. А уж если говорить о пропусках искрообразования, то тут катализатор вообще бессилен: вот и загорается «Джеки чан»…

Господин так ничего и не понял. Впрочем, при высокой должности это не очень-то и нужно. А для тех, кто искренно интересуется «зажигательными» проблемами, напомним кое-что из «зажигательной» теории.

Важна ли энергия искрового разряда?

Да. Именно этот разряд дает «толчок» распространению фронта пламени. А скорость его распространения – это, фактически, и мощность, и экономичность, и экология. Скорость распространения пламени зависит от температуры в квадрате, а температура в начальной фазе, когда пламя еще сидит в межэлектродном пространстве – от энергии разряда. Особенно это проявляется тогда, когда воспламенение затруднено – при низком напряжении в первичной цепи зажигания, на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда в камере остается много остаточных газов и т.д.

Лет 30 назад народ активно увлекался созданием необычных систем зажигания – многоискровых, тиристорных, комбинированных. А сегодня?

«Золотой век» нестандартных систем зажигания пришелся у нас на ту пору, когда в серийных автомобилях царствовали механические прерыватели. Неудивительно, что любая свежая «электроника» казалась тогда неким откровением, заставляющим мотор вести себя немножко не так, как раньше. Однако с появлением ГАЗ 24-10 и ВАЗ-2108 бесконтактное зажигание стало в нашей стране нормой жизни, а последующие десятилетия естественным образом преобразовали отдельные коммутаторы зажигания в часть электронной системы управления двигателем. Поэтому современный тюнинг сводится здесь, как правило, к изменению программной, а не аппаратной части контроллеров. Реально современные системы зажигания достигли определенного максимума, а потому прорыва следует ожидать разве что от внедрения экзотики типа СВЧ-свечей, энергию для которых будет генерировать магнетрон – как в микроволновке. Подобную свечу когда-то «засветила» фирма «Беру» – у нее вообще нет бокового электрода, а разряд уходит «в пространство». Однако до реально работающих образцов дело, похоже, так и не дошло.

Разработчики полагают, что энергетика такой свечи будет на 40% выше, нежели у обычной, а выбросы окислов азота сократятся при этом аж на 80%. Дескать, смесь теперь поджигается сразу по всей камере сгорания – это же облегчает работу на обедненных смесях.

Следует иметь в виду, что если удастся увеличить мощность искры, скажем, в десять раз, то это резко увеличит темп тепловой эрозии электродов. А двигатель ощутит это разве что при пуске, да на минимальных оборотах холостого хода, а также при «пустом» аккумуляторе. Или, скажем, при очень плохих или просто изношенных свечах – мощный разряд даст им возможность работать лучше, но недолго – он быстро добьет их окончательно.

Так важен ли тип свечи? Ведь искру дают любые!

Очень важен! Важен и искровой зазор, и форма электродов, и их количество, и материал, из которого они изготовлены. А еще важна стабильность параметров от свечи к свече – особенно величины искрового зазора и сопротивления свечи. Важна форма разряда, его размер и интенсивность, стабильность во времени и по положению.

Материал и форма электродов свечи определяет ее «термоэластичность», и еще больше – ресурс. Не забудем и способность к самоочистке – все это также влияет на надежность работы двигателя.

Что касается свечей с «драгоценными» электродами, то преимуществ у таких свечей несколько. Во-первых, ресурс… Иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. Во-вторых, и это важно – тугоплавкие материалы электродов позволяют резко уменьшить их размер, увеличивая напряженность электрического поля в межэлектродном пространстве. Это повышает устойчивость и стабильность разряда и позволяет увеличить искровой зазор. В-третьих, более мощный разряд улучшает очистку электродов и изолятора – стало быть, свеча лучше работает в условиях загрязнения.

Зачем нужны многоэлектродные свечи? Ведь даже школьники знают, что разряд у них все равно один!

Во-первых – ресурс. Разряд прыгает от одного электрода к другому, и тем самым уменьшается темп их тепловой эрозии. Но самое главное состоит в том, что здесь выявляются преимущества так называемой «открытой искры»: фронт пламени формируется не в тесном пространстве межэлектродного пространства, а сразу выходит в объем камеры сгорания. Скорость сгорания растет, а с ней – мощность и экономичность двигателя.

Зачем создают разного рода микрофоркамеры в электродах?

Подпишитесь на «За рулем» в