ЗАЗ-965А: Непрестижная косолапость

Scan0002–3

Scan0002-3Я и моя мама. Примерно 1966 год. Деревня Макарово Тульской области
Я и моя мама. Примерно 1966 год. Деревня Макарово Тульской области
Я и моя мама. Примерно 1966 год. Деревня Макарово Тульской области

Судьба этой машинки, на мой взгляд, была несчастной. Казалось бы, в эпоху сумасшедшего автодефицита любое самодвижущееся изделие должно было вызывать если не зависть, то уж точно не презрение. Но «Запорожцу», который позже назовут горбатым, почему-то не повезло. Самое мягкое прозвище было «Консервная банка». Я это ощущал на себе как никто другой. Потому что именно такую машинку мой папа купил летом 1965 года, а я тогда только что окончил третий класс. И насмешки в этом возрасте воспринимал очень болезненно. Ситуацию усугубляло то, что тот «Запорожец» просто фантастическим образом притягивал к себе все неприятности и постоянно ломался. А чинить его было практически негде… Ни мама, ни бабушка покупать машину тогда не хотели. Свой автомобиль, даже такой «несерьезный», тогда вообще был редким явлением. Однако добираться до дачи на электричке тоже было подвигом: поезда на Курском вокзале брали штурмом. Кстати, тогда повсюду царила шестидневка, поэтому родители приезжали на дачу поздно вечером в субботу, а в воскресенье с таким же трудом влезали в забитые до отказа вагон. Почему так было — не знаю… Короче, примерно в 1963 году папа записался в очередь… Московский автомагазин находился тогда на Бакунинской — крошечное помещение размером с современный гастрономчик. На стене были нарисованы три автомобиля — «Волга» ГАЗ-21 с ценником в 5602 руб, «Москвич-408» за 4511руб 27 коп и «Запорожец» за 2220 руб. Там же вывешивали номер очереди. Моя дурная голова до сих пор держит в памяти наш номер — 1572! Там же продавали какие-то запчасти, умещавшиеся на одном прилавке. Я несколько раз самостоятельно совершал туда пешие походы, за что мне потом влетало: и далеко и, вообще, незачем! Но я ждал Машину. Кстати, это был первый автомобиль отца — ему был 41 год.

Scan0005

Scan0005Это папа
Это папа
Это папа

Какой-то знакомый как раз в это время продавал свою «Победу» и предложил ее папе — за 3000 руб. Я, понятное дело, права голоса еще не имел, а семейный совет решил, что лучше пусть будет новенький «запорожчик», чем старая «победа» в непонятном состоянии. Наверное, это было огромной ошибкой — не знаю… Летом 1965 года я был с бабушкой на даче, когда неожиданно за калиткой что-то загудело. Приехали папа, мама и двое их знакомых. Но я смотрел только на синенький автомобильчик. Отец пустил меня в салон, и я долго трогал баранку, ручки и кнопочки из желтой пластмассы, до дыр изучив книжонку-описание. Обивка сидений была какая-то тряпочно-кожаная — не знаю, как это правильно называлось тогда. Ей-богу, мне нравилось все!

Scan0001

Scan0001Это я, если кто-то не узнал :)
Это я, если кто-то не узнал :)
Это я, если кто-то не узнал :)

Мощность моторчика составляла 27 л.с., а марка бензина была А-72. По-моему, по 8 коп за литр. Подфарники, в отличие от прежних «запоров», перекочевали с верхней части крыльев под фары, заднее решето над номерным знаком исчезло. Эмблема на капоте представляла стилизованную звезду, а надпись «Запорожець» содержало мягкий знак в конце! Это все я открывал для себя сам! Глядя на древние фото сегодня, думаю, что сегодня такой облик машинки был бы вполне нормальным. Если, конечно, не брать в расчет технические характеристики, которые начинались с первых звуков моторчика с воздушным охлаждением. Над этим смеялись все. Второй источник насмешки — смешная косолапая подвеска, у которой задние колеса подворачивались куда-то под брюхо. Что-то похоже моя детская память фиксировала в те времена и на грузовых «татрах» — тогда их было довольно много… Сверстники в школе не скупились на издевательские комментарии. Я парировал их тем, что именно у «Запорожца», мол, второе место по проходимости — после «газика»! Это я придумал сам, поскольку про независимые подвески и гладкие днища абсолютно ничего тогда не знал. Но массу машинки выучил — 665 кг!

ZAZ0002

ZAZ0002Переправа через Оку. На паром влетели с разгона...
Переправа через Оку. На паром влетели с разгона...
Переправа через Оку. На паром влетели с разгона...

Про экономичность не скажу ничего: просто не знаю…Но поехать на машинке все равно куда было высшим счастьем. Как мы вчетвером там умещались, объяснить не могу — тем более, что никакого багажника у нее не было. То, что находилось спереди, скрывало бензобак, запаску, инструменты — даже самый крошечный чемоданчик туда уже не влезал. Впрочем, это не останавливало карикатуристов: они любили поиздеваться над заднемоторной компоновкой. Скажем, стоит в кемпинге ряд машин: у всех открыты багажники, и все пассажиры дружно завтракают. И только у одной машины жующая компания сидит не сзади, а спереди… Максимальное положение стрелки спидометра, которое я лично наблюдал, было примерно 105. Но реальные скорости были куда ниже — примерно 70. А попытки обогнать нечто более высокого класса редко были удачными: не сговариваясь, обгоняемые водители нажимали на газ… Дверки у машинки открывались не так, как у остальных, а назад — как у эмочки. Распахивались они чуть ли не на 90 градусов — при этом ограничителем служил какой-то убогий ремешок. Свою убогость он однажды доказал на практике, когда к папе в машину подсел какой-то гаишник — подвези, мол. Конечно же, этот гад не удосужился закрыть дверь, которая вскоре распахнулась… Нет, в канаву никто не улетел, но кузов и сама дверь оказались помятыми. Гаишник сказал что-то вроде «г…но машина» и отбыл восвояси… Органы управления по простоте не имеют себе равных. Абсолютно одинаковые рычажки-переключатели на торпедо управляли, соответственно, мигалками и дворниками. Хочешь повернуть налево — тянешь руку и переводишь рычажок влево… Кстати, одометр показывал пробег с точностью до сотен метров. А вот чем управлялся подсос, абсолютно не запомнил! Кажется, что-то было возле рычага ручника… Свои первые в жизни метры за рулем я проехал именно на ЗАЗ-965А. Мне было лет 12… Теоретически я, конечно, все представлял, но когда отец усадил меня за руль и сказал: «Поехали!», то я вдруг почувствовал, как дрожат коленки и трясутся руки. Мотор у меня, конечно, тут же заглох — тронулся раза с четвертого. На каждой кочке меня подбрасывало, после чего дрожащая нога сильнее нажимала на педаль… В общем, я проехал метров триста. Папа, я думаю, тоже натерпелся тогда страху. Кстати, после «запорожца» я с удивлением смотрел на «мучения» водителей, вынужденных поддомкрачивать машину в разных точках, чтобы снять переднее или заднее колесо! У «Горбатого» все это было проще: ставишь домкратик посередке и машинка равномерно запрокидывается всем корпусом. Маленький кузов был жестким. Про неприятности вспоминать не хочется. Мелочей было полно: скажем, ветровое стекло все время протекало. Изолента, тряпки — в ход шло все… Но каждый год у машинки ломалось что-то очень серьезное — то коробка передач, то кольца, то полуось… Несколько раз какие-то добрые люди влетали бедолаге в зад… (Сверстники, видя разбитую машинку, отреагировали так: дескать, консервную банку вскрыли!) А двигатель постоянно перегревался — доходило до того, что папа останавливался у колодцев и просто выливал на мотор несколько ведер воды. Кстати, я и сегодня не знаю, что нужно было делать. Но как выглядели сзади другие «запорожцы», прекрасно помню: почти у всех капот (сзади — это капот?) был приоткрыт с помощью какой-то распорки-деревяшки… Самой дикой гадостью был ремонт. Отлично помню, как уже много лет спустя отец, проезжая до Дмитровскому шоссе мимо того места, где раньше обслуживали «Запорожцы», молча показывал кулак. Но сейчас плохое вспоминать не хочется. Возвращаясь к престижности бедного «Запора», вспомню, как однажды мы с папой заехали за мамой в школу, где она преподавала английский. И так получилось, что заодно пришлось подвести директрису той же школы. Тетенька была очень добрая и вполне нормальная, но ее муж работал чуть ли не замминистра, а потому она привыкла как минимум к «Волгам». Сначала она мужественно молчала, но потом все-таки осторожно спросила: — Владимир Петрович! А чегой-то она у вас так прыгает? Отец вспоминал этот вопрос с неизменной улыбкой. А финальную точку в общении с машинкой поставил… генерал. Отец почти всю жизнь прослужил в ЦНИИ МО на Чкаловской, где однажды и был остановлен важным генералом. Дело было на автостоянке. Вылезающий из служебной «двадцатьчетверки» генерал с неудовольствием заметил в ряду припаркованных машин нечто синенькое и горбатенькое, после чего лично подошел к отцу и в лоб спросил: — Товарищ Колодочкин! Вы когда, в конце концов, нормальную машину себе купите? Не позорьте ВВС! Примерно через полгода синенькая бибика была продана в Южном Порту за тысячу с хвостиком рублей какому-то гостю столицы. Помню, что отец просил полторы — тот согласился, но сказал, что с собой всей суммы нет и что он, мол, вышлет, как доедет… Что-то мне подсказывает, что отец рад был избавиться за любые деньги, а потому быстро дал себя уговорить, отлично зная, что никаких дополнительных денег не получит. А ВАЗ-2101, купленный в июне 1972 года, казался после «горбатого» инопланетянином из высокоразвитой галактики. Огромный багажник, комфортабельнейший салон, мощный и при этом тихий мотор… Возможно, что эти эпитеты сегодня покажутся смешными. Но все познается в сравнении.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (105)

Самые новые

Отличный рассказ! Фотографии просто бомба! Хорошо, что не взяли Победу, такого бы рассказа не получилось. Да и Победу тоже обслуживать надо частенько..Там вообще есть какие-то нормы работ которые надо делать чуть ли не каждые 500 км. А то что запорожец ломается греется и т.д.. в большей части это естественно зависит от расходников отношения к машине и т.д.. Большинство Запорожцев вообще мало кто нормально обслуживал или чинил. В основном делали а бы как или забивали «болт»... А если следить все во время делать, беречь и нормально относиться. По поводу насмешек это вообще фигня, слушать советы всяких там теток и дядек хи-хи —ха-ха и т.д... Серьезный человек который эксплуатирует автомобиль сам знает о всех недостатках. А у Запорожца достоинств гораздо больше!

Ответить#
0

Спасибо! :)

Ответить#
0

Спасибо, Михаил Владимирович, за воспоминание.
Мое знакомство с ЗАЗ-965 ограничилось только тем, что я видел его едущим. Сейчас такое уже маловероятно наблюдать.

А вот с его младшим братишкой 968М общался тесно. Он как раз был моей первой машиной.
Машина запомнилась отсутствием сменных фильтров, здоровской тягой двигателя на низких оборотах, нечувствительностью подвески к ямам и ямищам, очень плохим светом фар и отвратительным карбюратором К133А, не поддающимся регулировке.
Машина позволяла держать 90 км/час на любом покрытии или без такового (девяносто, пацаны, девяносто!). Можно и больше, но грелось масло.
Управляемость на скорости выше 70 — чуть хуже, чем отвратительная.
Тормоза требовали тренированной ноги 80 уровня, но все равно тормозили плохо.

Именно на нем я впервые сам за рулем поехал на юг. Ничего, доехали нормально.

Я очень любил Запорожецъ, но, признаюсь, он сделал меня антисоветчиком.
Ибо из его конструкции, из его качества изготовления и доводки постоянно вылезали наглядные доказательства порочности плановой экономики и отсутствия конкуренции.

Но машина в этом не виновата!

Ответить#
0

Вам спасибо! Насчет антисоветчика —- это вы зря...

Ответить#
0

Газели в жару с пластиковыми бутылками под капотами ездят, традиция что-ли ?

Ответить#
0

Я с ботинком видел, который водитель у меня на глазах снимал и под капот засовывал!

Ответить#
0

В каждом из нас инженер живет!

Ответить#
0

Я еще долго понять не мог, с чего бы он разуваться в пробке полез?

Ответить#
0

Класс! У отца в 80-х тоже был горбатый. Беленький. До сих пор самые приятные воспоминания детства — запах салона, ручки включения — желтого пластика... Наши поездки в деревню за 120 км казались приключением. Летом — обязательно 2–3 остановки для  того, чтобы остудить двигатель. К нашему еще папа приделал «уши» из оцинковки. Если где-то застревали, то маме приходилось его толкать :))

Ответить#
0

Ну да, ну да... Но уши не помогали , насколько я знаю... спасибо Вам!

Ответить#
0

Батя мне тоже говорил, что уши и прочие воздухозаборники — это баловство, ибо продувается моторный отсек плохо и ожидаемого эффекта эти приспособления не дадут. Поэтому на нашем 968М решали вопрос радикально — открывали капот и подкладывали деревяшечку :)

Ответить#
0

Согласен про уничижительное отношение в 70-80-ых к Запорожцам, особенно Горбатым в народе. Мой отец в конце 70-ых и начале 80-ых имел машину НЕСОПОСТАВИМОГО уровня — и по престижу и по комфорту! Поэтому у меня никаких комплексов и близко не было. Та «Ласточка» гордо звалась — «Москвич-407» ! :) И действительно отличие было как между ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141 через десяток лет. Сам никогда ничего против «Зюзиков» не имел, и на приятельском 966? немало порассекал и пассажиром и за рулём.

Ответить#
0

спасибо огромное за статью сам был владельцем данного авто в конце 80х это мой первый автомобиль ничего плохого про него не скажу мне тогда было 19 а по поводу расхода топлива что то в районе 5–6 литров до сих пор с тоской вспоминаю!!!на заправке заправился всего один раз менял алкоголь на бензин у водителей грузовиков тогда ещё не пил и было много карбюраторных грузовиков

Ответить#
0

Вам спасибо! Но 5–6 литров —- что ж тут такого-то по нынешним временам? И ПО-МОЕМУ ЗАЗИК БОЛЬШЕ КУШАЛ. НО СПОРИТЬ НЕ БУДУ.

Ответить#
0

По-моему, тоже больше. Запорожцы экономичностью не отличались.

Ответить#
0

Михаил, я прочитал все, что есть вашего на прозе.ру. Скажите, книги которые вы написали можно прочесть хотя бы не скачивая, просто в интернете, или они абсолютно платные?)))

Ответить#
0

Спасибо, что читали... Книги я никуда не выкладывал, потому что являюсь принципиальным противником подобных алгоритмов. Для меня книга —- это обложка, картинки, расположение текста на странице, шрифт... к тому же три книги выпустило издательство ЗР, а потому это получается вообще не моя собственность:) Вас конкретно какие книги интересуют? Что-то могу подарить, что-то продать:). Кроме зарулевских, опять-таки: я —- всего лишь автор, а потому у меня всего пара экземпляров...

Ответить#
0

нет у нас в Липецке Ваших книг и на заказ не оформляют,ответ-в Москве будешь-там и купи

Ответить#
0

И в Интернет-магазинах нет??? Честное слово,удивлен — думал, что сегодня только деньги платить надо... А вы какую хотели?

Ответить#
0

Экспертиза наизнанку

Ответить#
0

Подарить?

Ответить#
0

Странно. У нас на Новом Арбате точно продается —- значит, и в Интернете должна быть... У меня несколько экземпляров еще осталось, вроде...

Ответить#
0

Прочитал бы все. Я вам на прозе черканул по ссылке «написать автору» (рецензии оставлять не могу — не зарегистрирован). Интересуют две, связанные с именем Пушкина. Из зарулевских особо интересна «Экспертиза наизнанку», так как заинтриговали рассказом про развал АЗЛК. Про авторство издательства я понял, выпишу книги с этих наших интернетов)))).

Ответить#
0

Тьфу блин, не авторство издательства, а собственность, конечно.))))

Ответить#
0

Вы москвич?

Ответить#
0

За статью спасибо. Прикольная машина была, помню в конце 90-х запорожцев было ни мало, большинство конечно уже не на ходу, стояли под окнами ржавели...
Ещё сразу вспомнился фильм «3+2» и фраза — «консервная банка системы Запорожец....» или мультик «Каникулы в Простоквашино» , как там Запорожец прямо в квартире ремонтировали... всё это нельзя забыть история наша... нельзя оставить после себя пустыню.
Я на прошлой неделе видел «ушастый запорожец» и очень даже бодрый...а в январе даже и Горбатого ЗАЗ —965 видел, который между прочим на ходу был, вот так вот... и это год 2014, г. Воронеж

Ответить#
0

Вам спасибо. Рад, что нахожу единомышленников!

Ответить#
0

Все равно это самый милый и добрый автомобиль отечественного автопрома! Спасибо, Михаил, всегда приятно всколыхнуть детские воспоминания. Горбатого незаслуженно часто забывают. А ведь он и в кино засветился, и по своим внедорожным характеристикам из моноприводников того времени никому не уступал. Даже в 90-е встречал на лесных грунтовках этих тружеников, оставленных грибниками-пенсионерами. Возле дома тоже стоял запорожец брошенный, каждый раз по дороге в школу сердце кровью обливалось смотреть на него, даже маму просил купить его и отвезти на дачу. Такой он был притягивающий, живой. В современных машинах это утеряно.

Ответить#
0

Спасибо, Артем. Все пинки в адрес горбатого я относил и к себе. А насчет самых добрых машин я почему-то в детстве выделял ГАЗ-51 —- все семейство. Мне их морды такими казались:)

Ответить#
0

Огромное спасибо за ваши яркие воспоминания. Приятно почитать и поразмыслить. Надеюсь будет продолжение.

Ответить#
0

Спасибо, Александр! Обязательно будут, если не помру и кислород не перекроют...

Ответить#
0

Отличная статья, прямо экскурсия в детство. Спасибо! :) Наша семья прошла аж через два запорожца: сначала был 968А, а потом, когда у того начал гнить пол, вплоть до реальной дополнительной вентиляции, да и прочие болячки доставать начали, его сменил 40-сильный 968М. «Жигули», конечно, хотелось сильнее, но финансы, финансы... Обе машины излазил вдоль и поперек, даже какие-то азы ремонта усвоил, да и ПДД неплохо выучил, пока ездил пассажиром, что впоследствии помогло :) Вообще, 968М оставил не самые плохие воспоминания — подводил редко, ехал хоть и без энтузиазма, но уверенно. Хотя почему без энтузиазма — как-то раз пробило глушитель камнем, так он как подорванный носиться после этого начал. Грохотал, правда, как танк, из-за чего народ нередко, слыша приближение чего-то страшного, от греха подальше уступал дорогу :) А вот отопителем пользоваться боялись, включали очень редко — ужастики про пожары из-за бензиновой печки приводили к выводу, что не так уж и холодно, в общем-то ;)

Ответить#
0

Спасибо! Кстати, насчет финансов забавный случай вспомнил. Еще в НИИ трудился... Стали как-то про машины говорить, а один парень с такой ненавистью говорит: у отца —- Запорожец! Стали расспрашивать, так выяснилось, что у того были до этого были «жигули», но он их решил продать и купить новые, благо мог где-то записываться... И продал, сдуру, до того, как новую машину взял. А тут бац —- цены повысили! И пришлось бедолаге «запора» брать...

Ответить#
0

Отличная статья! А что касается насмешек в адрес машины, то по рассказам родителей, было много людей, кто относился к ней вполне нормально. Задумка-то неплохая: компактная, дешёвая машина, простая в обслуживании, а вот исполнение подкачало: людям нужна была полноценная машина, а это значит пусть и трёхдверная, но немного более вместительная, с полноценным багажником, двигатель воздушного охлаждения априори должен располагаться впереди, что снимает остроту вопроса с охлаждением (по крайней мере при тогдашнем отсутствии пробок), и самое главное, чего вазовские конструкторы не могут понять и сейчас: низкая цена определяется не убогостью и экономией «на спичках», а применением технологичных решений, именно это позволило Логану в Румынии стартовать с 5000 евро. Кроме того, машин подобного класса ещё не было, а появление ЗАЗа с его недостатками на целые десятилетия скомпрометировали класс компактных авто, в результате чего отношение к ним стало меняться только с появлением Таврии. А в целом, спасибо Михаил, за ваши статьи, пишите и радуйте нас почаще!

Ответить#
0

Андрей, не соглашусь с Вами по поводу низкой цены Логана. Машина эта (первое поколение) все же убога. Отсутствие полноценных ручек дверей, кнопки стеклоподъемников на торпедо и т.д., включая двигатель, сконвертированный из нижнеклапанного. И чего тут не могут понять ВАЗовцы, если их машина (Калина-2) гораздо современее, а стОит дешевле? Низкая цена — это всегда компромисс.
Насчет остального с вами согласен.

Ответить#
0

Я не знаю, чтобы я выбрал, будь такая задача сегодня. Думаю, что все-таки «Логан», по одной причине: от беспроблемный —- едет и едет. Ото всех это слышу, что на хозяйство их накупил. А себе? Пешком бы ходил, скорее всего. Впрочем, и так хожу.

Ответить#
0

Я в данном случае имел ввиду румынскую цену Логана, а не российскую, обусловленную непонятными накрутками и сборами. А что касается убогости, то она на мой взгляд больше проявляется в том, что автоваз, проектируя гранту взял достаточно дорогую платформу калины и удешевил её мелочами, в результате чего получился не дешёвый и не престижный авто. А насчёт современности калины, позвольте не согласиться, тележка 2108, напичканная импортными (китайскими) прибамбасами, «фаршем» как говорят теперь из рекламы, это не современность, а попытка осовеменить старьё.

Ответить#
0

Спасибо, Андрей! Конечно, были такие, кто мечтал о чем-то движущемся, причем с крышей, в отличие от мотоцикла...

Ответить#
0

В этой статье Вы описали лишь свои комплексы. В нашей семье Запорожец был 19 лет, и хоть я и мечтал о новой иномарке, когда они появились, никаких отличий себя от других автовладельцев не чувствовал. Наоборот, презрительно смотрел на на ржавые раздолбаные Жигули и Москвичи, ведь наш Запорожец всегда был в идеальном состоянии, даже после 120 000 км без капремонта.
А Вы, автор, и сейчас, наверное, чувствуете себя нищебродом, если в Вашем кармане айфон не последней модели?

Ответить#
0

Глупость написали, милейший. Какие комплексы в 10 лет? И нет у меня айфона —- и не было никогда. Если хочется нахамить —- найдите ресурс по своему уровню. Я не желаю с вами общаться.

Ответить#
0

Вам не нравятся айфоны,потому что они делают человека тупым?Да?

Ответить#
0

У Михаила Владимировича айфонов и айпедов нет!

Ответить#
0

Кстати да. Я хоть и моложе Михаила раза в два но (айфончиков) не понимаю.

Ответить#
0

Я учился с 76-го в Автотранспортном техникуме. А это значило, что по статусу всем преподавателям были «положены» личные автомобили. У одного был Девятьсот-горбатый. Был ухоженый, восстановленый. Мне удалось прокатиться пассажиром на картошке, после 1-го курса. Препод был куратором. Ну и подвёз нас до деревни. Очень мне понравилась машинка. Он на ней весьма бойко рассекал по полям, вдоль и поперёк. Вообще у препадов были разные машины, но все ухоженые. Положение обязывало.
У самого у меня сейчас приемница «Запора», — Ока. Я что то прикипел к ней. Никакие анекдоты меня не берут.
У меня коллега спрашивет: «У тебя связь МТС. Почему тебе не шлют предложение выиграть Мерседес, а мне шлют каждую неделю?»
«Да потому что они знают, что я Оку никогда не продам, а у тебя вообще нет машины».
Много путешествую. От осинников, до Парижа.

Ответить#
0

В Париж на Оке? Здорово!

Ответить#
0

ссылка/
Так то весьма разнообразит жизненые впечатления. В рутине не погряз, пока. Мне понравилось. Отчёт на повесть не тянет. Вот кабы я был увлечённый графоман, так выложился бы на 146%.
Сейчас бы тут добавил, там подправил, лирики бы поднавалил, политдемогогии развесил.
В октябре 13-го с женой кружали по Черноморскому побережью. Так до сих пор раздумываю: писать, не писать?

Ответить#
0

Прочитал! Вы молодец. Я бы не поехал, хотя когда-то мечтал о чем-то подобном.

Ответить#
0

Спасибо за добрые воспоминания.Да,как над ним насмехались,в основном безлошадные..Но оттопыревшие губу и мечтавшие о Волге за 5600 при зарплатах 80–100 в месяц.Но с симпатией к нему стали относиться уже где-то в 80х,и полюбили в 90х.Тогда и цены на него выросли,люди ходили и уговаривали продать 965й..Кстати,выпуск 966/968 Фиттерман считал ошибкой,говоря-что надо было продолжать выпуск 965, устраняя недостатки и модернизируя,и всеми силами готовить к 1973 выпуск переднеприводного авто.965 он считал неплохим для своего класса,а 966/969 уже отсталым в своем классе.

Ответить#
0

Вам спасибо! Насмехались сильно —- и безлошадные, и те же волгари. Насчет того, нужно ли было клепать его дальше —- не уверен. Это сегодня он очень прикольно смотрится, но фиатик-то изначальный куда симпатичнее выглядел...

Ответить#
0

не знаю, никогда мысли смеяться не было — еще пацаном, ибо у соседа по даче был жужик и луазик и были выезды в горы, туда куда нива просто не шла. там почему-то низкофорсированные низкооборотные моторы только вылазили — 69-го, до 408 москвича (2138), и жужики.

Ответить#
0

А Нива не лезла???

Ответить#
0

Спорный вопрос — кто из них симпатичнее. Хороший Горбатый тоже очень привлекателен, особенно сейчас.

Ответить#
0

Ну, мне фиатик больше нравится...

Ответить#
0

Кстати, видел немало моделей ФИАТ-500 (не 600), 1:28, красные и синие. Даже купить подумывал...

Ответить#
0

Волгари и над «Москвичами» надсмехались. Вспомните фильм «Зелёный огонёк».

Ответить#
0

Ну, я-то за волгарей буду... :)

Ответить#
0

Расскажу из  своего опыта. У моего отца был красный ЗАЗ 968а 1978 года. Ломаться машина серьезно стала после 50-ти тысяч (в основном поломки КПП), но всегда была в строю, потому как отец поддерживал её очень здОрово. Продал при пробеге 130, в хорошем состоянии, процентов 40 деталей было заменено, но в  моторе например, даже кольца не менялись, потому как компрессия была в пределах нормы, и процесс «подъедания» масла еще только начинался. Ездили мы на ней на юг  за 2 тысячи километров несколько раз, в пути никогда не подводила.
Мне лично достался от родни 968м 1984года с 28-ми сильным мотором от  «горбатого» при пробеге в 32 тысячи. Я на нём проехал тысяч 7 за 6 лет без ремонтов и поломок , потом продал (в 2003году, сами понимаете, пора было, люди криво начинали смотреть). Машину до меня не чинили ни разу, последние 5 лет до  попадания в мои руки она не эксплуатировалась (завелась кстати со  второй попытки) . Это был мой первый автомобиль, и я из  любопытства потихоньку весь его перебрал  — для замены смазки (как бы предлог), не трогал только КПП. Деталей не менял, кроме подржавевшего, и потому мокроватого цилиндра сцепления. Мотор 28 сил оказался вполне ничего, с нормальной динамикой по  городу, если 1–2 человека на борту. В штиль свои 102 км/ч машина всегда честно выдавала (по  спидометру 110).У меня никогда не было перегрева двигателя в жару, и надо заметить, что этот мотор оказался гораздо тише и эластичней, чем более удачный «сороковой»: в салоне было комфортнее, звук был мягкий, не досаждал, да и снаружи не так рычало. Самый главный недостаток 28 сил — слабое давление масла от маслонасоса, требовалось заливать качественное масло, на «бяке» лампа давления горела уже поле пробега 300км — оно разжижалось от высоких температур (80–100 градусов рабочая температура). А на полусинтетике или хорошей минералке все работало без проблем. Ну и еще разве что после —10 градусов зимой мотор очень плохо заводился по  сравнению с 40 сильным. КПП от мотора 28  сил, без синхронизатора на первой скорости и с «зеркальным» переключением передач была общепризнанно надежной, и на Украине её  даже умельцы в  Симферополе приделывали к мотору 40сил, взамен постоянно ломающейся его родной КПП.
То есть, что я хочу сказать  —машины были простые, вполне качественные. Всем известно, что качество 60-х годов было на порядок выше качества конца 70-х и позднее. И я не понимаю, как Ваш «Горбатый» мог так много ломаться! Думаю, что всё дело в неквалифицированном обслуживании, уж  извините, такие вещи, как заклинивание ступичных подшипников  — это явно был перетяг или несоответствующая смазка, ну и видимо к другим узлам такое же отношение и закономерный результат.

Ответить#
0

Я просто вспоминаю, что с ним было. Конкретный диагноз ставить не хочу и не могу.

Ответить#
0

Довелось немного поездить на таком 968М, именно с двигателем-тридцаткой. Надо сказать, тянул не так уж плохо, вопреки ожиданиям. Ещё что заметил. Проехал как-то через участок, посыпанный гравием. На классике бы забуксовал точно. А Запорожец прошёл этот участок без каких-либо проблем. И лампа давления масла на прогретом двигателе всё время горела. А что касается зеркального переключения передач, то тут нужно уточнение. Да, при прочих равных условиях оно было обратным сороковке. Но было к тому же два типа приводов, опять же, зеркальных друг другу. Так что могли разные варианты попадаться.

Ответить#
0

Я про зеркальные вообще не слышал! Это что хоть такое-то?

Ответить#
0

До 1978 года у сороковок первая включалась назад, а у тридцаток вперёд. Потом конструкцию привода изменили. У сороковки первая стала включаться вперёд, как у всех, а у тридцатки, наоборот, назад.

Ответить#
0

Не знал!!! Потому после запора и в жигулях разницы не увидел —- тот же порядок включения...

Ответить#
0

Кстати, из-за неисправности привода я его трогал с места со второй передачи.

Ответить#
0

Всего 7 тыс. за 6 лет?

Ответить#
0

Первой моей машиной был тоже 13 летний ЗАЗ но только 968М и я проездил на нем 3 года, на ней я раз в месяц перебирал двигатель, благодаря ей, я познакомился со всеми соседями, потому, что это делали дружно вмести и не когда было скучать и ты знал свою машину наизусть, а сейчас даже соседа по стоянке не знаешь, а в машине знаешь только куда не замерзайку заливать.

Ответить#
0

Вот это все и вспоминают —- какие коллективы дружные были во всех этих гаражах и т.п.

Ответить#
0

это так — а сейчас — даже человек на трассе встает — фиг кто остановится помочь, а когда останавливаешься помочь — он у меня иномарка, у тебя волга, что ты там разберешься? и когда этому горе водителю запускаешь — глубокий разрыв шаблона. уезжая говоришь — потому и волга — что на наших дорогах на остальных раз в полгода — перед и после зимы все резинки подвески как минимум менять.
никто даже не понимает что да как работает, хотя в программах обучения устройство автомобиля остается с советских времен, но с 90х это только для галочки. почему по идиотски народ иногда улетает с дороги, то что физику в школе прогуляли, да и вообще думающий отросток становится рудиментом.

Ответить#
0

Это тенденция. Недавно купил книгу Дашкевича —- это композитор, если помните (из кино —- приключения Шерлока Холмса..., Зимняя Вишня и т.п.). Он философскую теорию развил —- мудреную, двумя словами не повторишь, но смысл тот же. Сегодня общими усилиями мозг человека недогружается и деградирует: он даже серьезную музыку неспособен воспринимать и поэтому слушает попсу...

Ответить#
0

Был у нас ЗАЗ 968М купленный в 1985 году ,после двух летнего стояния в очреди,где то за четыре тысячи рублей, за пять лет проехали всего около 40 тысяч км.,но заниматься ремонтом начали с самого новья ,то полуоси ,то ступичные подшипники,несколько раз разбирали движок,после 20 тысяч пришлось варить передок ,единственное куда не лазили это коробка,и бич этой модели постоянный перегрев просто выносил мозг.Кто мог такое придумать...а в наше время некоторые иномарочники,на 40 тысяч первы раз масло меняют..

Ответить#
0

Это была любимая машина, правда без обслуги и нормальных расходников в СССР ей тяжко было: масло минералка, аккумулятор больная тема ввиду печки на бензине с электророзжигом и редкими поездками, шины только летние, мотор лишь 30 сил. Но мне оч нравилась машина — еще бы — я на ней научился ездить и всегда любил покататься, тогда без прав «можно» было кататься при адекватном вождении даже мне (но разумеется только всегда с отцом рядом).
А вот упоминание гаишника тогда лишь подчеркивает, что они что тогда что сейчас — всегда были нелюди :(

Ответить#
0

Ну, насчет «без прав» вы загнули... Хотя меня с отцом как-то поймали, правда, уже на ВАЗ-2101.Я за рулем без прав сидел и меня тормознули. Отец пошел объясняться, но гаец оказался человеком! Сказал, что у него то же есть сын и что он понимает, что его нужно учить.В общем, отпустил!

Ответить#
0

Так трогательно и увлекательно!

Ответить#
0

Михаил, паромов через Оку было два. Один из них в Муроме. Это какой?

Ответить#
0

нет, ошибся. не два. два только рядом с нами. а Ока длинная :)

Ответить#
0

Это возле Тарусы!!! Сейчас его там нет, насколько помню.

Ответить#
0

Да парома там больше нет, и чтобы перебраться на другую сторону надо делать огромный крюк через Серпухов :(
Если без машины, могут переправить местные или МЧСники со спасательной станции, правда незадёшево.

Ответить#
0

Да какой там за ненадобностью! В 90-е прикрыли во время всеобщего развала. Вроде как ледоходом снесло, а восстанавливать не стали. Там ещё беда, что Ока является границей областей — Калужской и Тульской, соответственно никто не хочет брать объект на баланс. Это же социальный объект, а не казино или гольф-клуб.

Ответить#
0

Так я и думал... И парому досталось. Гады.

Ответить#
0

За ненадобностью прикрыли? или паромщиков больше нет?

Ответить#
0

Михаил! Хорошо помню магазинчик на  Бауманской.Раз в месяц надо было ездить отмечаться.В 1962  году мои родители стали в очередь(молодёжи это трудно понять) на «Победу». В 63-м меня забрали в армию и машину покупать не стали. У  троих моих сослуживцев были «Запорожцы» и они были очень довольны.Это было какое-то братство механиков.Все разговоры у них были только о машинах .Журнал «За рулём» был в почёте, подписаться на него было большой удачей. С уважением Валерий Михайлович.

Ответить#
0

Не помните, он на каком углу был?

Ответить#
0

Вот, фото нашел, но сам не узнаю пока что... ссылка

Ответить#
0

Здравствуйте Михаил! Почитал будто про себя. С небольшой лишь разницей: у нас был ЗАЗ 968М, а год был 1995! Мой дедушка в то время был Начальником областного ГАИ! :-) Но человек он был как вы понимаете ( из его средства передвижения) СОВЕТСКИЙ! К тому же ветеран ВОВ!В общем от его порядочности, у меня такие яркие воспоминания :-)
Первая моя машина на которой я учился водить, зто- был дедушкин 968-ой САЛАТОВОГО ЦВЕТА! Не буду описывать тех эмоций которые я испытывал когда представлялся шанс «покататься». Я его мыл и натирал чем только можно целыми днями в надежде на то что мне «перепадет» поставить его гараж или выехать от туда. Наверное у меня сейчас такое хорошее чувство габаритов, ведь, не дай Бог, поцарапать! Даже Бентли сегодня не так страшно поцарапать как тогда дедушкину машину.
Мою сегодняшнюю любовь к автомобилям, несомненно привил мне мой дедушка, и то что у меня сегодня БМВ, это его заслуга!

Ответить#
0

Владимир, у меня дедушка тоже очень любил автомобили. Начинал после Войны на полуторке, возил стройматериалы на строительство Сталинских высоток в Москве. Потом всю жизнь до начала 90-х отработал в Автобазе ХОЗУ Совета Министров. Ездил на всех легковых ГАЗах кроме 3110 — не успел. Когда она вышла, дедушки уже не было. Но собственной машины так никогда и не купил. Он говорил: «Машина — не шкаф». Но автомобили любил. Волги меняли раз в 3 года. А он как-то особенно настраивал их, ухаживал, имел чуть ли не лучшую экономию на автобазе. Очень расстраивался, когда его Волгу отправляли в такси или еще куда, настроенная им, она ездила лучше новой! От него у меня тоже любовь к автомобилям на всю жизнь!

Ответить#
0

Тогда вы понимаете, за что можно любить «свои» машины и не любить безликие...

Ответить#
0

Верю!

Ответить#
0

Спасибо. В.М.

Ответить#
0

А В.М. —- это кто? :)

Ответить#
0

Название статьи, какое то, на скорою руку. Слово непрестижная, мне кажется, тогда не было, его бы поменять на какое другое и название заиграет а так не то, не высший класс. Сама заметка отличная. Особенно про дрожь от первой поездки сейчас авто рассматривают как что то вроде пылесоса а раньше перед ним преклонялись, многие помнят тот незабываемый кайф от поездок.

Ответить#
0

Возможно, вы и правы, но название у меня как-то сразу родилось... А сейчас уже переделывать вроде бы и неудобно.

Ответить#
0

В целом норсмальный был наверное автомобиль для 1965 года, тогда многие в других странах на гужевом транспорте еще ездили

Ответить#
0

Возможно... И не только в других странах, позвольте заметить. Домик на заставочном фото —- это дер. Макарово, в которую мы заехали по одной причине: отцу захотелось отыскать дом, где он когда-то родился. Так вот, в той деревне «запорожец» вызвал восторг местной ребятни  — они там вообще ничего не видели. А раз в неделю к ним приходила лошадь, на которой возили хлеб и т. п.

Ответить#
0

Макарово-это в Калужской области?

Ответить#
0

да. Раньше считалось ТУльской, по-моему.Я не знаю, сейчас там наверное уже и нет ничего. Просто отец там родился и мечтал съездить на родину.

Ответить#
0

Да нет, в других странах в это время на коробках автомат ездили, если не говорить о Нижней Вольте, конечно.

Ответить#
0

ой-ой. поищи информацию о газ-14 (инжекторная модификация газ-13 мотора), газ-327 — 21-ый мотор, на котором отлаживали для газ-14 всю электрику и гидравлику.
не надо про верхнюю вольту — ты напоминаешь упертого свидомита-западенца.
акпп и инжектора были, и на высоком уровне. просто для их массового внедрения требовалась и достаточно массовая развитая сеть автосервисов, что пришлось разворачивать чтобы те же автоВазы пошли по стране.
остальные машины конструировались из расчета — можно сделать и в любом, не обязательно машиностроительном цехе.
а чтобы доехать — можно было и в обычной деревне, у кузнеца.
расстояния то не европейские, и плотность тоже, американские, австралийские машины почему тоже массивные — тоже закладывался запас простоты и прочности, которых у япо и европецев просто не было.

Ответить#
0

ЗдОрово! Все равно что в собственное детство заглянул.

Ответить#
0

Спасибо, Михаил, очень интересно было прочесть очередной рассказ! Особенно понравилось про генерала: вот, оказывается, в чём позор. Будь ты хоть Эйнштейном, хоть Пушкиным, твой «горбатый Запорожец» (а также отсутствие дорогих часов, перстней, малиновых пиджаков...) заставит окружающих относиться к тебе как к .., в общем, не очень хорошо. Знакомо на собственном опыте: дело в том, что в тёплое (точнее, бесснежное) время года стараюсь ездить на работу на велосипеде, благо не так далеко. Начальник (которому ещё ближе) смеялся целый год, потом забил. Самое интересное, что когда один раз сломались обе его иномарки премиум класса и ему пришлось проехаться на велике, он об этом рассказывал как о подвиге Геракла, не меньше...
Кстати, Михаил, на дачу-то ещё ездите?

Ответить#
0

Спасибо, Сергей! На дачу? По необходимости: я на лето туда маму вывожу и каждую субботу навещаю. Сам я дачи не люблю.

Ответить#
0

Генерал просто таким способом хотел выручить отца. И он был полностью прав.

Ответить#
0

Да понятно, что машинка была не ахти, но по-моему дело не в этом. В нашем обществе существует очень сильная дифференциация — вот это крутая тачка, «пацанская», а это «женская» и т.д. И отношение к водителю будет исходя из его машины.

Ну и классика:

Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на «ЗиМе» длинном,
Просто талант — на «Победе».

А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов.

С. Маршак

Ответить#
0

очень кстати.

Ответить#
0

Зря он так про «Москвичи»... Кстати, во времена Маршака это вполне достойный автомобиль был.

Ответить#
0

А как: так? Это же не оскорбление, а констатация факта. Табель о рангах своего рода. А она у нас была всегда. И те, кто на Зимах, облизывались на ЗИсы и Зилы.

Ответить#
0

НУ, можно и так сказать... Кстати, моя бабушка —- теща отца —- тогда сказала: «Володя — выкрутимся!»

Ответить#
0

Юрий Долматовский в своей книге «Мне нужен автомобиль» что-то нелестно отзывался о ЗАЗ-965....

Ответить#
0

Я его понимаю.

Ответить#
0

Да уж, у русских людей всегда перекосы, то влево то вправо! Первые полетели в космос, да много еще каких побед мирового масштаба совершили и в науке и во много другом, а собрать такой простой по конструкции авто с приемлемым качеством и надежностью не могли............

Ответить#
0

Полёты в космос были нужны для того,чтобы убедить весь мир в превосходстве коммунистического строя,своих граждан нивчём убеждать не требовалось,их можно было посадить в тюрьму или отправить рубить лес,это было очень убедительно.За статью спасибо.

Ответить#
0

Спасибо вам. Хотя насчет первой строки согласиться не могу. Все отлично понимаю, но охаивать те времена огульно не буду никогда.

Ответить#
0

Да. Это уже не смешно.

Ответить#
0

Извините,что я вообще затронул эту тему,я из Украины, события последних месяцев очень сильно наэлектризовывают и потом всё это выплёскивается в коментариях.Сегодня читал статью о Фольцвагене Жуке,помню мой отец считал,что лучше ходить пешком,чем ездить на Запорожце,думаю Жук его тоже не заинтересовал бы,хотя в мире он был мегапопулярен.

Ответить#
0

Я и начал с непрестижности. Видите: лучше, оказывается, пешком было ходить. Что до ваших комментариев, то мне не хочется взрываться по поводу того, что там у вас сейчас творится. Это насчет превосходства, тюрьмы и рубки леса. Наговорю такого, что... В общем, молчу. Тут, все-таки, немножко другая направленность: я уже отмечал, что стараюсь собрать своего рода единомышленников и тех, кто чувствует примерно то же и так же....

Ответить#
0

я сам удивлен, как сами украинцы относились к своим же заз-икам. думал брать первую машинку, после получения прав, в 2000-м, ну и присматривался к славутам, мы граничим с Вами. съездил в Луганск. такого качественно вываленного говна на собой же продаваемую машину ни от кого не слышал, как от продавцов зазиков. вернулся и взял 4х летнюю волгу, и по сей день, уже ей скоро 18, совершеннолетие, а бегает.
с любовью надо ко всему относиться, а не ломать-майданить по любому поводу. Честно, очень больно глядеть что у Вас творится. Но как и с сербами — мы уже не можем быть больше сербами чем сами сербы.
простите что не по теме, но наболело.

Ответить#
0

Поддерживаю ваши чувства. Кстати, сегодня получил письмо от читателя с Украины —- я ему еще книжку подарил. Мол, у нас все в порядке, но скоро будет с Россией воевать, потому что это в воздухе витает все равно... Распрощался я с ним навсегда, а на душе все равно погано. Извините, что совсем не по теме.

Ответить#
0

я сам удивлен, как сами украинцы относились к своим же заз-икам. думал брать первую машинку, после получения прав, в 2000-м, ну и присматривался к славутам, мы граничим с Вами. съездил в Луганск. такого качественно вываленного говна на собой же продаваемую машину ни от кого не слышал, как от продавцов зазиков. вернулся и взял 4х летнюю волгу, и по сей день, уже ей скоро 18, совершеннолетие, а бегает.
с любовью надо ко всему относиться, а не ломать-майданить по любому поводу. Честно, очень больно глядеть что у Вас творится. Но как и с сербами — мы уже не можем быть больше сербами чем сами сербы.
простите что не по теме, но наболело.

Ответить#
0

К моему удивлению, у многих он служил вполне исправно и долго. Но я говорю только про один конкретный автомобильчик с гос номером 23–59 МОТ... ВОт он был, скажем так, не очень...

Ответить#
0

может не надо было 105 разгонятся километров 50–60 ездил бы нормально

Ответить#
0

ДА никто так не ездил —- это один раз было, при попутном ветре! Эта бибика ну никак не располагала к такой скорости. К тому же это реальные 90–95 от силы...

Ответить#
0

Спасибо Михаил за статью. Было 2 Запорожца. 1974  и 1983г выпуска. Первый был «ухастым» и любимым. Да это были машины для влюблённых в машины. 1989г. Нет толком запчастей. Больше смекалка и помощь товарищей на дороге.Остались самые добрые воспоминания, забылись горести и трудности (двигатель+коробка снимались во дворе с помощью широкой доски и домкрата за 1 час 15 минут). Это то о чем можно рассказать внукам. Дети со мной на них ездили и помнят их. Сейчас такое кажется не нормальным, у нас у всех иномарки, но то пронзительное чувство познания и осмысления,что ты что-то можешь(и сможешь и сделаешь) уходит. Да они были ломучими, но в тоже время было желание это превозмочь и починить) А ЗАЗ 968 это была эпоха.

Ответить#
0

Спасибо, Алексей! А это чувство действительно уходит. На тебя смотрят пустыми глазами и спрашивают: А зачем:?

Ответить#
0

Да почти все запорожцы, вплоть до самых последних выпущенных в начале 90-х были неприемлемо безобразного качества, ему можно было простить конструкцию, низкий комфорт, но вот бесконечные поломки и крайнюю ненадежность терпеть было сложно. Мало кто мог позволить, а тем более решиться купить свою машину в те годы, по сути человек один на один оставался с «Запорожцем» «в неравном бою» )))

Ответить#
0

Огромное спасибо автору за статью. Прочитал с трепетом и волнением. Первый автомобиль, «за руль» которого сел в 5 лет (на колени к деду, естественно), был ярко-красненький 969М. Выпуска 1980 (почти ровесник мне), он прослужил до 1991-го и был выгодно (по тем временам) продан. За весь его чуть более чем 10-летний срок службы он показал себя удивительно живучей машинкой. Естественно, он ломался (а как иначе) и перегревался (летом в Прикамье, на пути в 100 км от Чайковского до Ижевска останавливались 2–3 раза «передохнуть»), но показал себя в целом очень живучей машиной. Ни разу не подвёл в критические моменты. Правда, обслуживался всегда только любящими и опытными руками деда (более 30 лет проработал на ГЭС слесарем-электриком, мастером электроцеха). Про проходимость же я просто молчу, Вы правильно в целом отмечали — из гражданских машин его превосходили только УАЗ и братец-ЛуАЗ.

Ответить#
0

Спасибо, Алексей!

Ответить#
0

Я помню, про владельцев Запорожцев говорили, что им, в отличие от владельцев Волг и Москвичей, и обратиться-то не к кому. Водители-профессионалы качали головой: «Не знаем мы этой машины...»

Ответить#
0

И это верно. С теми же Волгами, насколько я знаю, особых проблем не было. А к «запору» и отношение было соответствующее —- дескать, нашел, чего чинить...

Ответить#
0

с волгами и москвичами при соблюдении сроков обслуживания и не нарушении режима работ агрегатов — можно было ездить не боясь. во всяком случае доехать всегда можно было.

Ответить#
0

А так и было. Наверняка, где-то водились умельцы, способные и в те времена что-то чинить и доставать, но отец всегда работал по методу Преображенского —- мол, каждый должен своим делом заниматься. И торчал на работе по 12 часов. А тут приходилось это чудо куда-то на веревке тащить —- кстати, это тоже было проблемой...

Ответить#
0

К моему удивлению, у многих он служил вполне исправно и долго. Но я говорю только про один конкретный автомобильчик с гос номером 23–59 МОТ... ВОт он был, скажем так, не очень...

Ответить#
0

Бензин А-72 на моей памяти стоил 7 копеек. Это конец 60-х, начало 70-х. Говорят, до этого стоил шесть. Только не знаю, до какого года.

Ответить#
0

Очень может быть: я тогда об этом вообще не думал. Но все стонали: как дорого! Вот это отлично помню!!!

Ответить#
0

Стонать начали в 1978 году, когда вдвое увеличили цену. А в 1981-м, когда ещё удвоили, вообще... Всё познаётся в сравнении.

Ответить#
0

Да если бы —- и тогда стонали! Я прекрасно помню, как сослуживцы отца в Жигули 76-й лили. И приговоривал: по 4 руб за бак платить —- без штанов останешься!

Ответить#
0

при тогдашних пробегах и без штанов? очень интересные штаны.пусть даже совсем по современному, в рваном режиме — ну 20 л/100, а при тогдашней загрузке можно спокойно в зеленой волне катиться в легкий натяг на 40 км.ч. и никто слова не скажет — аналогично вокруг ездили.
волга 24 — да могла, но на ней не больше 30–40 л. на 100ю получается сжечь, и то если тупо давить на гашетку на трассе и лететь вне всяких правил (спешили отвезти в больницу, впереди с поста шла 14-я с люстрой, пытались не отстать, но на такой скорости разгруженный задок так играет, что это не баржа а мустанг, контролируешь постоянно взбрыки на родном асфальте педалью газа).
сам с ностальгией вспоминаю 423н уже с 408-ым мотором. реально ходил 120 — но отец контролировал температуру чтобы вкладыши не поплыли. в горах он лазил вслед за нивой.

Ответить#
0

А любом случае здорово было! И я 401-й с таким же теплом вспоминаю!

Ответить#
0

Спасибо Вам за интересные статьи. У моего отца тоже была такая машинка, и я впервые сел за руль именно на ней (еще у папы на коленях), а иногда, сидя рядом с ним, я помогал включать поворотники, благо с пассажирского сиденья они включались не сложнее, чем с водительского. На этом приятные воспоминания о ЗАЗ-965 заканчиваются — иногда отец в сердцах говорил, что лучше бы его украли, т.к. ремонтировать приходилось чаще, чем ездить — двигатель постоянно перегревался, заклинивали ступичные подшипники, однажды на ходу лопнул рулевой вал — благо скорость была небольшой, снятие двигателя с КПП было сродни замене колеса... Такая вот техника.

P.S. Продали мы его уже в первой половине 90-х и купили за эту сумму 2 велосипеда :)

Ответить#
0

нам повезло больше: купили 20% ВАЗ-2101 :)

Ответить#
0

Отдельно хочу сказать еще пару слов о людях, оплевывающих все, что другим дорого и мило. Впрочем, они и людьми-то никогда не были. Это вонючее, завидующее всем и всему быдло. Если у них нет того же, что у вас (автомашины, одежды, и т.д.) они обязательно обгадят то, что принадлежит вам. В Вашем рассказе, возможно помимо Вашей воли,чувствуется сохранившаяся с детства обида на дразнивших вас насмешников. Это бараны из того же самого стада, которое с пеной у рта блеет о том, что обожает ездить в метро, что троллейбус довезет лучше лимузина, и т.д. От этих кретинов-неудачников произошли противники личного автотранспорта, фанатики платных стоянок, и прочая нечисть. Будем надеяться, что все они найдут свой конец (во всех смыслах) под колесами автобусов, поездов метро и остальных средств обожаемого ими общественного транспорта.

Ответить#
0

Вот теперь «узнаю брата Колю»... :)

Ответить#
0

А разве Вы не согласны? Признайтесь, в глубине души? Где-то в том ее уголке, куда еще не проникла зараза «политкорректности», не пустили свои корни сорняки «толерантности»?

Ответить#
0

В чем-то согласен!

Ответить#
0

Даже как-то странно было читать про издевательства сверстников... У их родителей, в большинстве, наверное, никаких машин не было, даже Запорожцев!

Ответить#
0

Так оно и было. Потому и издевались: мол, нам такого и не надо!

Ответить#
0

Хорошее дело — называть всех, кто сейчас бедствует, кретинами, бездарями, лодырями, пьяницами и т.д. А конец сообщения даже комментировать не хочется. Там и так всё ясно.

Ответить#
0

Я вот тоже неполиткорректный, не понимаю баранов которые по часу стоят в пробке, вместо того, чтобы доехать на метро за 15 минут. По-моему, машина нужна чтобы ездить, а не чтобы понтоваться как тот генерал. Лично знаю людей с неплохими доходами (у одного Дискавери 4, у другого Рейнж Ровер), которым не западло проехаться в метро. И знаю других, которые выпрыгнули из штанов, взяли кредиты, залезли в долги, купили «крутую тачку» и ездят на ней через пробки даже в соседний двор. И кто из них баран, интересно?

Ответить#
0

Мне это понятно: я совершенно искренно предпочитаю ходить пешком и ездить на метро, потому что мне так УДОБНЕЕ. Хотя машина у меня не самая плохая:)

Ответить#
0

Всё правильно! Зачем из принципа ездить на автомобиле?

Ответить#
0

Хорошее дело — называть всех, кто сейчас бедствует, кретинами, бездарями, лодырями, пьяницами и т.д. А конец сообщения даже комментировать не хочется. Там и так всё ясно.

Ответить#
0

Покойника надо хоронить, а не делать ему макияж и не устраивать с ним фотосессий.

Если сбросить маниловское мировоззрение, то станет понятно, что надо строить дороги... Лет семьдесят назад. А сейчас уже поздно. Но все равно, надо начинать.

Многие вполне искренне считают недалекими людей и обгаживают их дорогие машины, считая таких людей бесконечно далекими от реальности.
И впрямь — Х5, из 25 тысяч своего годового пробега 20 стоящий в пробке, — вызывает если не презрение к уму хозяина, то уж улыбку точно.

А если вспомнить, что их моторы не доезжают в таком режиме до ста тысяч, то презрение может усилиться, а улыбка перейти в саркастический смех. И зависти никакой нету.

Ответить#
0

Это же вторая Ваша статья с ностальгическим оттенком, вызвавшая неподдельную симпатию к предмету. Хотя обычно к сентиментальности, и особенно к ностальгии, я не склонен. Моя не первая, но отчего-то лучше всего запомнившаяся поездка на автомашине в детстве — это путешествие на именно таком соседском Запорожце. Наша семья снимала в то лето часть дачи в одном подмосковном поселке. Чтобы искупаться, приходилось долго и натужно крутить педали велосипеда, более-менее чистый водоем был неблизко. На обратном пути от ощущения приятной прохлады купания не оставалось уже ни следа. А в это время хозяин дачи приобрел подержанный Запорожец и возился с ним, разобрав буквально до шурупов, упорно возвращая его к жизни... думаю, в этой машине была и наша часть :-) ну, вы поняли... Так вот, в один погожий вечер, когда куча железок почти приняла очертания автомашины, хозяин великодушно предложил съездить искупаться. Уговаривать не пришлось, и вскоре я, вместе с сынишкой, хозяина уже ехали на тот, дальний пруд. Сидели сзади, в те годы я еще мог свободно залезть на заднее сидение «Горбатого»... Помню восхитительное чувство поездки, когда ты просто наслаждаешься перемещением в пространстве, движением, когда это не работа, а удовольствие! Катались потом еще несколько раз... Поэтому к Запорожцу этой модели сохранил теплые чувства, он же родом из детства...

Ответить#
0

И даже не обругали никого! Спасибо!!!

Ответить#
0

Я строг, но справедлив :-) ругать не за что, только хвалить.

Ответить#
0

В мартовском номере 2008 года, когда вы про эксплуатацию Вольво писали, вы сетовали, что обзорность назад плохая. Я так понимаю, вы принципиальный противник тонировки стекол? Я ничего, просто спросил.
И второй вопрос: ваш коллега Игорь Моржаретто говорил, что во время московской Олимпиады всем москвичам советовали убраться из города, если работа не связана с Олимпиадой. Прокомментируйте тот факт, что вы все же остались.

Ответить#
0

Надо тонировать по правилам.

Ответить#
0

Конечно, не писали. Но по тому, как вы стали на обзор назад сетовать — уже стало ясно. Те, кто тонирует стекло — им априори наплевать на обзор назад. А как отсекали транспорт?

Ответить#
0

По пунктам! Обзорность у Вольвы через заднее стекло в самом деле не ахти: стекло покатое, да еще подголовники повсюду натыканы :) Но через наружные зеркала видно отлично. Что до тонировки, то я действительно противник. Хотя, вроде бы, особо не писал об этом. Придать машине приблатненный облик —- это не по мне. Про безопасность вообще молчу..
Что до московской Олимпиады, то, действительно, такие советы были. Не из передовиц, а, так сказать, со вторых полос — мол, будет множество гостей, возможны разного рода сложности, так что если можете, то берите детей и уматывайте на дачу. Но как это можете относиться к тем, кто работает? Я всю Олимпиаду спокойно работал в своем поганом НИИ, и родители работали. Только бабушка была на даче. На выходные мы туда ездили —- проблем не было никаких. А вот иногородний транспорт действительно отсекали еще на дальних рубежах.

Ответить#
0

Эх))) Горбатый только видел пару раз, а вот ЗАЗ-968МБ у нас был. И Мне он безумно нравился. Особенно его проходимость)

Ответить#
0

По-поводу ненадёжности. У нас такая история была. Машину (правда 968М) взяли после инвалида-ветерана, уже не на ходу. Естественно, сам он ей никогда не занимался, отдавал только на сервис, как и Колодочкин-старший. И когда мой отец начал машину ремонтировать, то выяснилось, что огромное количество деталей на сервисе была заменена на худшие, на б/у. Это было видно и по состоянию, и по датам производства, и по тому, что мы с ветераном были достаточно хорошо знакомы и точно знали, по каким проблемам он обращался в сервис, что ему должны были менять, а что вообще не должны были трогать. После того как отец восстановил машину, она нас не подводила, на буксире точно никогда не ездили.

Очевидно, что конструкция имела меньший запас по ресурсу по сравнению с авто более высокого класса, но не должна же машина постоянно «сыпаться». Думаю, что в случае Колодочкина в большинстве проблем был виноват именно нечистый на руку сервис. Это генералу на Волге могли побояться деталь подменить, а с инвалидами на ЗАЗ не церемонились. А если и не подменяли, то ремонтировали абы как: что-то недотянут, что-то не смажут...

Про перегрев. У ветерана проблемы были. А у нас ЗАЗ никогда не грелся. Потому что после покупки батя мотор отмыл. Говорил, что изначально даже рёбер охлаждения не было видно из-за толстого слоя грязи. А сервисменам надо было его отмывать? Это же не Волга, а инвалид не генерал, всегда готова отмазка что помыли, почему греется не знаем, у всех же греется, что Вы хотите, это же ЗАЗ.

Ответить#
0

Про грязь я много раз слышал, но уж слишком много машин ездило в поднятыми задками. Все были грязнули?

Ответить#
0