Лучшая машина в мире

Эту машину я впервые увидел на Сретенке, 19 — в паре минут ходьбы от редакции. И запомнил на всю жизнь. В ЗР я еще не работал. И вообще нигде не работал, поскольку учился в 1 классе. В 1-Б, если быть точным. А по указанному адресу тогда находился кинотеатр «Уран», в котором, как я вскоре выяснил, все время крутили довольно редкие фильмы, не попадавшие по разным причинам на широкий экран.

Уран

УранКинотеатра «Уран» на Сретенке больше нет.
Кинотеатра «Уран» на Сретенке больше нет.
Кинотеатра «Уран» на Сретенке больше нет.

Кстати, о кино. Коллеги! Сможете назвать отечественный фильм, который у нас быстренько купили американцы с целью что-то перемонтировать и поменять, дабы затем демонстрировать уже от своего имени?! Безо всяких ссылок на первоисточник? Скажете, быть такого не может? Что ж, вернемся обратно в шестидесятые… Тогда, в детстве, для меня любимым местом в Москве был Планетарий. Я пересмотрел там по несколько раз все сеансы, почти все знал наизусть. Но самым ярким событием всегда было даже не ослепительное звездное небо над головой под музыку Чайковского из «Лебединого…», а кадры какого-то восхитительного фильма, снятого будто бы с натуры, но не сегодня, а… завтра! Или, в крайнем случае, послезавтра. На экране реальная шагающая машина уверенно перемещалась по лунным кратерам, деловито ощупывая каждой ногой поверхность! Тут же папа и мама вели за руки малыша, родившегося на Луне — все трое в скафандрах, конечно же… А вот их уютно обставленный дом — камера спокойно заглядывает под лунную поверхность!

ПЛАНЕТАРИЙ

ПЛАНЕТАРИЙМосковский планетарий времен моего детства
Московский планетарий времен моего детства
Московский планетарий времен моего детства

Как и кем все это было снято, я понятия не имел. Но оторваться от фантастических кадров было невозможно. А потом, в том самом кинотеатре «Уран», я увидел настоящую космическую сказку — она называлась «Планета бурь». Полет на Венеру, встреча с динозаврами и прочими звероящерами, гибель робота в извергаемой венерианским вулканом лаве, вездеход, скользящий над поверхностью недружелюбной планеты — это было великолепно! И не мечтать слетать на такую планету самому или создать такого же робота было невозможно.

1201_192516_

1201_192516_«За окном была не красная ночь, а красный день!… Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем. Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное… На него можно было смотреть. Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.» А. Казанцев. «Внуки Марса»
«За окном была не красная ночь, а красный день!… Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем. Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное… На него можно было смотреть. Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.» А. Казанцев. «Внуки Марса»
«За окном была не красная ночь, а красный день!… Внизу расстелились снежные поля с ватными холмами, отливавшими румянцем. Вверху сквозь дымку облаков просвечивало немыслимо огромное багровое Солнце, как во время заката на Земле, только еще более красное, совсем медное… На него можно было смотреть. Внизу виднелась не поверхность планеты, а новый слой облаков.» А. Казанцев. «Внуки Марса»

Лишь много лет спустя я узнал имя автора невиданных комбинированных съемок. Режиссер Павел Клушанцев… В какой-то телепередаче он спокойно рассказывал, как одна ненашенская фирма упрашивала его продать ей чертежи шагающего планетохода, который я видел в Планетарии. И как он не смог объяснить ей, что создавал свое детище из подручных средств чуть ли не у себя на кухне в коммуналке… Клушанцев был гением мирового масштаба по части комбинированных съемок. Права на прокат его «Планеты бурь» приобрели 28 стран мира. Кстати, именно этот фильм, который не понравился критикам на родине режиссера, киностудия «Америкэн Интернешнэл» в 1965 году переделала в «Путешествие на доисторическую планету». А потом еще раз — и снова безо всяких ссылок на советский первоисточник. Им это было проще, чем пытаться заново изобрести велосипед. Клушанцев ухитрялся создавать свои шедевры практически голыми руками — без долларов и компьютеров. Какие-то технические решения он умудрялся угадывать, да с такой точностью, что даже вызывался на беседы «наверх» — мол, откуда у вас информация о секретных разработках? В его фильмах летали хвостатые кометы, а метеориты пробивали поверхности планет. Но самое удивительное заключалось в том, что космической тематикой он занялся еще до запуска первого спутника Земли! С этим связан курьез: снимая никому не нужный, как считали многие, фильм «Дорога к звездам», режиссер вдруг стал востребован большим начальством! Дело в том, что 4 октября 1957 года мы открыли дорогу в космос, а потому тут же посыпались вопросы: мол, а где же кино на эту тему? Клушанцев и тут не подвел: за пару дней он умудрился придумать, как вставить в уже готовый фильм полет спутника над городами планеты, после чего научно-популярный фильм отправился в мировое турне, собирая очереди у касс… При этом даже пресыщенные зрители удивленно ворчали — мол, могут ведь делать вовремя, когда хотят! Кстати, выход на экраны «Планеты бурь» практически совпал по времени с полетом Гагарина! А вот фильму про Луну не повезло. К июлю 1969 года стало ясно, что первыми на спутнике окажемся не мы, а потому работу Клушанцева после полета «Аполлона-11» отправили на полку. Мало того, вскоре на «Леннаучфильме» решили, что подобные темы «неполноценны», а великому режиссеру, имя которого с уважением произносили авторы «Космической Одиссеи» и «Звездных войн» (Стэнли Кубрик, и Джордж Лукас соответственно), лучше отправиться на пенсию.

1201_192821_

1201_192821_

А удивительный планетолет (кстати, на одном из кадров за штурвалом сидит Георгий Жженов!), кажется сохранился и находится, если верить продвинутым коллегам, хранился в Монинском Музее ВВС. Кстати, его дизайн придумал старейший советский художник — конструктор Эрик Владимирович Сабо. На все отводилась пара месяцев, чудо-машину делали в макетном цехе ЗИЛа. Итог работы понравился всем — только потом кто-то заметил, что в машине нашлось место для всего, кроме… двигателя! Но Павел Клушанцев всех успокоил — дескать, и так поедет! Потому что кино- это особый мир и на такие мелочи, как двигатель, можно не обращать внимание… Интересно, придут ли на смену нынешним «стрелялкам» и»догонялкам» профессиональные научно-популярные видео, обгоняющие время?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (31)

Самые новые

Михаил привет! С днем защитника Вас!!! У вас интересные зажигательные статьи. Смогли бы написать как в молодости гоняли по Москве, как лихачили под песню Леонтьева (Зеленый свет). Где тогда собирались автомобилисты! Какой авто считался королем дорог СССР.

Ответить#
0

Спасибо, Виталий! Только я практически всегда был законопослушным идиотом, и, кроме того, никогда не любил компаний. И Леонтьева не слушал —- не мое. Да и где было слушать —- только по радио: у меня больше ничего не было. Атмосфера —- да, конечно, это я помню. В общем, подумаю. Спасибо еще раз.

Ответить#
0

Михаил, ну почему же если законопослушный, то сразу идиот?
А про короля дорог, наверное, надо время уточнить: если в 70-е, то, однозначно, ВАЗ-2101, если ранее, то, думаю, ГАЗ-21 :)

Ответить#
0

С языка мгновенно сорвалось —- извините. Зато честно... Про марки вы, наверное, правы.

Ответить#
0

Весьма трогательно и познавательно!

Ответить#
0

Неужто трогательно?

Ответить#
0

Узнаю, узнаю фото №2!

Ответить#
0

Ну, его и сейчас опознать можно :) Хотя после реконструкции я там не был и вряд ли пойду когда-нибудь. Если только в телескоп посмотреть...

Ответить#
0

Прошу прощения, ошибся, я №3 имел в виду :)

Ответить#
0

Вот, ещё раз Вашу книгу просмотрел...

Ответить#
0

Я удивился тоже. Да, это не улице не встретишь...

Ответить#
0

Кстати, в «Планете бурь» еще был замечательный робот —- «Уважаемый Джон» по Казанцеву. Американский. Так вот, в конце этот гад взбунтовался и решил сбросить двух американцев прямо в лаву. Но тут как раз наши подрулили на своем вездеходе и, конечно же, спасли их. А Джон рухнул в лаву... Очень грустно было смотреть, хоть он и гад, конечно. Азимова не читал про три закона робототехники.

Ответить#
0

А Азимова не читали и современные американские конструкторы оружия, к сожалению. Сам военный (уже в запасе) и мне жутко становится при мысли о заглючившем танке или вертолёте огневой поддержки....

Ответить#
0

У них все так плохо? Или у нас чего-то не так?

Ответить#
0

Наоборот, слишком хорошо, но Вы видели ОС не дающую сбоев? Пока, что в военных областях её контролируют люди, что бы сразу вмешаться, если что. А вот что может натворить автономных боевой робот слетевший с катушек тот же Лем описал в «Охоте на Сэтавра». Но там всё очень мирно. Реальность может оказаться куда кровавей.

Ответить#
0

Если мне память не изменяет (поскольку читал это очень давно) фильм снят по одноимённому произведению А. Казанцева. Причём написано оно где то аж 58–59 годах. Кстати, плодотворные года в научной фантастике. Лучшие произведения Лема приходятся то же на эти года.

Ответить#
0

Так я же об этом сказал! там даже цитата под фото из Казанцева взята!

Ответить#
0

тогда человечество осваивало плоды прогресса, нажитого второй мировой, сейчас уже довели до пределов, но в науку вкладываются как ни странно под давлением военных, в остальное время — хлеба и зрелищ — вместе — жралищ!
те же инжектора уже в начале 40х в авиации использовались. лучше всего у человека разумного получается извращеннее придумать прищючить своего ближнего, прогресс это падчерица этого процесса.

Ответить#
0

Хорошо хоть, что эти фильмы лежат в сети, не уничтожены за ненадобностью, и можно «посмотреть да посравнить, век нынешний и век минувший».
В сети по поиску «Клушанцев» можно скачать еще восемь фильмов этого автора: «Планета бурь», «Вижу Землю!», «Луна», «Марс», «Метеориты», «Тайна вещества», «Дорога к звёздам», «Звёздный мечтатель».

Ответить#
0

Пару раз смотрел этот фильм. Не сказать что бы был в восторге.Но я делаю поправку на время и тогда получается классное кино! Бес всяких (ЭВМ) снимали! А вот новое смотреть... Увы за редким исключением можно.P.S. Мои домашние с меня и фильма посмеивались.

Ответить#
0

в качестве «забавного» кино посмотрите Титова «Анекдоты».
попадаются в снятых с нных видеокасет качеством.
на второй-третий раз уже нормально, вначале многие скомкано его смотрят. снят в 1988 году, а показан один раз на 5-м в питере и потом и в запасниках не нашли. народ для оцифровки искал. но слишком горячий вне зависимости от строя и руководителя страны фильм.

Ответить#
0

Даже не слышал, честно говоря...

Ответить#
0

Если бы я его сегодня впервые увидел, то не знаю, как бы реагировал. А тут все в кучу —- плюс Клушанцев, конечно же. Кстати, у него день рождения чуть ли ни завтра должен был бы быть

Ответить#
0

Динозавры или кто там точно улыбку вызывают. Как впрочем и (нечистые ) в фильме Вий примерно тог же времени. Хотя сам фильм Вий (до дыр) засмотрел.

Ответить#
0

А мне Вий нравится! не сам фильм —- он недоделанный какой-то получился, особенно финал, а как раз все эти лешие и прочие. А Кавказская пленница в гробу вообще классно смотрелась!

Ответить#
0

Хорошо помню книгу его, «Станция Луна»...

Ответить#
0

Михаил, спасибо за очередной увлекательный экскурс в историю! Не соглашусь с Вами, что планетоход — это лучшая машина, тут уж на вкус и цвет у всех фломастеры разные, тем более в первом классе=) Научно-популярное кино не совсем понятно где показывать — в кинотеатрах такое не крутят, а так по углам оно есть, и даже в нашей стране. Например сейчас стали очень популярны короткометражные научпоп ролики, которыми завален ютуб. Конечно лидеры в этой области BBC и Discovery, но и наши работы попадаются, по крайней мере по своей нейрофизиологической тематике много раз встречал. Хотя я отметил меньшее количество научпопа и документалистики по центральным каналам.

Ответить#
0

Для меня тогда была лучшая! И даже америкосы клюнули —-значит, тоже понравилась. Конечно, если сравнивать с технологиями, позволяющими сделать того же «аватара», то сравнение будет непонятным, но ведь в том-то и дело, что это делалось голыми руками! А я всегда ценил фокусников, которые голыми руками работают. Без компьютерных эффектов...

Ответить#
0

согласен, а сейчас оценивается — чем меньше реальных съемок, а больше комп. монтажа и реалистичен — это круче. ни о сюжете, идее, ни о чем речи уже не ведут. дешевле актеров заставить покривляться и подвигаться на камеру и все. дальше год в компьютерах — и вот оно — новый хит.

Ответить#
0

Да. Тот же Дашкевич говорит, что музыка из кино тоже уходит —- кинохиты стали исчезать на глазах.

Ответить#
0

К сожалению, Михаил, вы ошибаетесь. Удивительный планетолет из советского фильма на самом деле — карикатурная копия реального американского автомобиля. Конечно, в производство он не пошел, но на выставках засветился. Концепт 1954 года «Форд-Эф-Икс-Атмос» (Ford FX Atmos). Думаю, что фото найдете без труда.

Ответить#
0

Где же вы тут Атмос-то увидели? Разве что стеклянным куполом крыш он может хоть как-то с ним схож?

Ответить#
0

Ага, а Волга ГАЗ-21 — это Форд-Майнлайн, да? А автомат Калашникова — это Шмайсер? И то, и другое самостоятельные разработки. А насчёт Адама и Евы — в самую точку.

Ответить#
0

Толик был главным спорщиком в редакции :)

Ответить#
0

Стало быть, фамилия должна быть мне знакома?

Ответить#
0

Это вы про спорщика? Который на форуме как «Бывший» фигурирует?

Ответить#
0

Анатолий —- я не ошибаюсь. С таким же успехом можно говорить, что мы все похожи на Адама с Евой :)

Ответить#
0

К тому же, я то в чем могу ошибаться? Имя художника-конструктора я назвал. А уж каким образом рисунки рождались в его голове —- не знаю.

Ответить#
0

Михаил, научно-популярное пипл скорее всего не схавает. Тем более без закадрового смеха...

Ответить#
0

Понимаю. Но искренно жалею об этом.

Ответить#
0

у американцев есть малобюджетное кино 2006 года про эту проблему — идиократия. комедия. но юмор кажется очень черным. хотя молодняк говорит — что — тупой юмор. хоят понимающему человеку очень печально.

Ответить#
0

И снова, Михаил, Вы меня восхитили кладезью знаний о неизвестном широкой публике, широтой интересов, и любовью к нашему детскому прошлому

Ответить#
0

Да ладно... Просто у меня память очень хорошая. Пока что :)

Ответить#
0

И Вы меня всё время восхищаете кладезем знаний!

Ответить#
0

Точнее, и меня Вы всё время восхищаете кладезем знаний!

Ответить#
0