ВАЗ - наследственность или воспитание?

Очередной материал приходит из эмиграции или как ее там назвать. Алексей Вадимович Воробьев-Обухов из далекой страны Монтенегро (Черногории по-нашему) предлагает новую тему для дискуссии. Я высказал сомнение насчет интереса к подобной полемике, но проверить это можно только одним способом. Вот к нему и прибегнем… А суть вопроса вот какая. Алексей Вадимович утверждает, что тему «Наследственность или воспитание?» обсуждают с незапамятных времен. Спорят учение, волнуются обыватели… Действительно, играет ли воспитание какую-то роль в становлении личности – или все это пустая трата времени? Как с этим связаны автомобили? А вот как! Сейчас «Вольво» принадлежит китайцам, «Ягуар» и «Лендровер» – индусам, Крайслер – итальянцам. Но по информации о новинках этих фирм абсолютно незаметно влияние иноземного нового владельца! Иными словами, новые «вольво» продолжают нести черты своего происхождения и традиций. Внимание – вопрос из Черногории! Как вы думаете, «лады» так и останутся тазиками или превратятся в «рено-ниссаны»? А, может, станут «вольвами» под началом Бо Андерссона? Пару слов от себя. Известно, что чукча, рожденный в Париже, прекрасно будет ощущать себя именно в Люксембургском саду, а не в лесотундре. Особенно если его мамаша находится рядом. Этническое поле, иными словами, не сосредотачивается в теле ребенка, а проявляется между ним и матерью. Затем оно подстраивается под окружающую среду – дети, язык, окружение и все такое. В итоге чукча будет считать себя французом. Однако по внешнему облику он навсегда останется чукчей – разрез глаз и все такое. Хотя пасти олешка в тундре уже не сможет никогда. Когда сельских детей надолго увозили в школы-интернаты, они напрочь утрачивали навыки крестьянского труда. Впрочем, как и желание возвращаться в деревню. Однако же есть и другие аргументы. Известны случаи, когда люди с одинаковой наследственностью десятилетиями живут в совершенно разных средах, но умудряются одновременно подхватывать похожие заболевания или, скажем, совершать одинаковые преступления. Кажется, кто-то из древних по этому поводу что-то изрекал: – Ты можешь пытаться хоть вилами выгнать природу – она все равно возвратится назад. Или вот еще: – Тот, кто за море уедет, по сути останется прежним, климат один лишь сменив. Короче говоря, улучшить генофонд можно только путем отбора, но никак не воспитания…

А теперь все-таки об автомобилях. Элементарно хоть завтра начать у нас клепать абсолютно любые машины. Собственно, мы это и наблюдаем. И еще помним щенячий восторг от первых «жигулей» начала семидесятых – с дырчатым потолочком, шуршащим моторчиком и легко закрывающимися дверками. Это – наследственность, генофонд. А вот тот же «жигуль» образца восьмидесятых – это уже генофонд плюс, увы, окружающая среда… Прокладки под дверными замками, чтоб лучше закрывались, тугой руль, шумный движок… Проходил на себе и как-то об этом писал – повторяться не хочу. Зачем собирать хорошо, если купят и так? Итак, в любом случае, генофонд необходим. Купи мы тогда не 124-й фиатик, а «Трабант», что было бы сегодня? Однако же идем дальше. Откуда берется «воспитание автомобилей»? Это – Школа: конструкторы, инженеры, дизайнеры, маркетологи и бог знает кто. Нет Школы – нет автомобиля. И если мы хотим, чтобы упомянутый чукча по сути оставался чукчей даже в парижах, нужно обеспечить ему и чумы, и оленей, и сани с собаками. Иначе оленевод из него не выйдет. В Париже ему это, допустим, и не нужно. Но если взять обратный пример: маленького Гавроша привезли куда-то в Анадырь? Забудет он свой французский… Ибо оленям он без надобности. Именно это и произошло с «жигулями». Генофонд на далекой родине развивался дальше, а в Тольятти он сначала замер, а потом начал ухудшаться. Дебильные рацпредложения, хреновые комплектующие, растущий план – это при социализме. Затем попытки освоить нормы «евро-много», применение макияжа под иностранку, безумные зарплаты руководящей братии – это уже при последующем, да и нынешнем строе с непонятным названием. Назовем все это «воспитанием». Впрочем, сегодня пришли иностранные «гувернеры» – посмотрим, каким манерам они обучат аборигенов… И захотят ли те обучаться? Нетипичный пример? Да, возможно. Те же шведы спокойно пожимают плечами: им с китайцами совсем неплохо. Те дают деньги, собирают что-то у себя и даже обещают явить миру суперседан S100, о котором скандинавы, похоже, толком ничего не знают. А на исторической родине спокойно занимаются своим делом. Кто хозяин машинок с косой чертой на решетке радиатора – «Форд» или китаец – их не очень волнует. Пока не волнует, во всяком случае. Ваше мнение, коллеги?

Подпишитесь на «За рулем» в