Автомобиль 2040 года

Дураки предсказывают погоду на завтра, мудрецы -- на следующий век...

Это я к тому, что Алексей Воробьев-Обухов обнаружил забавный материал, порожденный компанией "Шелл". Трудно сказать, зачем проводилось такое "исследование" и кто на этом заработал. Ладно -- слово Алексею:

"За свежее исследование "Шелл" о будущем автомобиля с горизонтом аж до 2040 года, надо думать, были уплачены совсем не смешные деньги. Более всего меня заинтересовал основной вывод: в 2040 году в парке автомобилей 95% по-прежнему будут составлять машины с ДВС и лишь в оставшихся 5% можно поискать всякие там электромобили! При этом выбросы СО2 (считай - расход топлива) снизятся на 50%, т.е., вдвое.

Меня сначала удивил прогноз о снижении аппетитов ДВС вдвое, но потом я подумал, что ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ запретов на повышение КПД нет. По крайней мере вдвое с нынешних величин. Может, и найдут способ. Ну а там - или шах умрет, или ишак сдохнет.

А пока что вспомним нашу жизнь 25 лет назад. Хотя компьютеры уже начали робко появляться, но вот, например идея о том, что телевизор может вдруг стать совсем плоским, казалась бредовой - просто принцип работы кинескопа не позволял сделать его таким. А о всяких там жидких кристаллах, плазменных ячейках и наносветодиодах никто и не слыхивал. Поэтому уныние в плане появления емких, легких и дешевых аккумуляторов может основываться лишь на ретроспективном взгляде. За 25 лет вполне может произойти некий внезапный скачок: откроет очередной нобелевский лауреат какой-нибудь невообразимый сегодня графен - и всё изменится.

А, может быть, и нет. Не думаю, что аналитики "Шелл" это могут знать. Но вот о чем они, вероятно, догадываются, так это о том, что фундаментальные законы физики всё еще останутся в силе.

Предположим, что у нас появился чудо-аккумулятор или чудо-конденсатор, способный хранить любое нужное количество энергии и моментально пополнять ее запасы. Всё, проблема электромобиля решена? Берем, однако, калькулятор. Как уже известно, для пробега достойных 400 - 500 км между розетками легковому электромобилю необходимы около 30 кВт*ч энергии. Эта величина вряд ли сильно изменится, если только не пересесть на электромопед. Но что означает циферка? А означает она, что для зарядки батареи этим количеством за один ЧАС потребуется розетка с подведенной мощностью 30 кВт.

ОК, понастроили таких колонок, а я хочу зарядиться не за час, а за 2 минуты. Но тогда потребуется уже 900 кВт! И это не зависит от аккумулятора/конденсатора, а только от закона сохранения энергии. Из соображений безопасности в электромобиле запрещено использовать напряжение выше 400 В, делим 900 000 на 400 и получаем 2250. Ампер, разумеется. Это значит, что понадобится провод сечением раз в 5 больше, чем тот, что идет сегодня к стартеру. А еще стоит представить себе "ЭЗС" с привычными 5 - 10 колонками (чтобы не было очередей). К такой придется подводить до 9 МЕГАватт мощности.

Не потому ли на самом деле столь пессимистичен отчет "Шелла"? Нет, не верят они в чудо, хоть тресни! А хочется..."

Что до меня, то меня все эти выкладки почему-то не пугают. Хотя придраться к ним никак не могу. Наверное, главным образом меня успокаивает то, что в будущее личных авто я не верю. А общественные можно подзаряжать не две минуты, а постоянно -- такой транспорт уже не первый год используется в ряде стран. На остановках, с помощью троллей -- сути это не меняет. Возможно, вообще будут менять "батарейки" -- разряженные на заряженные, почему нет?

Кто доживет до 2040 года, сможет оценить глубину прогноза...

Подпишитесь на «За рулем» в