Российские нанисты и электробусы

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2016/01/20160129 Крах банка

Оставаясь единственным в редакции (да и не только в редакции, наверное…) упертым апологетом электромобилей всех мастей, был сильнейшим образом расстроен появившейся на днях информацией. Дескать, «Лиотех» банкротят…

Кто такой "Лиотех"? Ну, как же… Новосибирский завод, крупнейший в галактике… Литий-ионные аккумуляторы, о необходимости которых все время говорили большевики… нет, не то… В общем, производство современнейших источников питания для электрического транспорта. С блестящими полами, громадьем планов и Главным Нанистом страны на открытии.

«Это масштабный прорывной проект, переводящий всю индустрию на новый технологический уровень» – примерно так поведал тогда нам всем руководитель госкорпорации.

Да, масштабный. Количество вбуханных миллиардов мне точно неизвестно – десятка полтора, по-моему. С китайскими коллегами на паях. Иных уж нет, а тех долечат...

Самое главное, что лично мне тех миллиардов было совсем не жалко. На то и деньги, чтобы их тратить. А такое вложение в отечественное производство представлялось мне очень даже правильным.

Но на днях выяснилось: где-то что-то заклинило… Причем уже давно. Короче, Арбитражный суд запустил процедуру банкротства.

Ничем хорошим это не кончится. Ни для электротранспорта, ни для означенных выше миллиардов.

Ё-моё, в чем дело-то? Литиевые батарейки никому не нужны, что ли? Похоже, что так оно и есть.

В вашем городе по улицам носятся отечественные электробусы? В моем – нет! Хотя мэр Собянин, расширивший тротуары на моей Покровке и убравший с нее троллейбусные провода, самолично обещал пустить по ней именно электробусы. И очень хочется думать, что не купленные за бугром за очередные зелёные миллиарды, а свои.

Отечественные.

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2016/01/20160129 АВтобус 1

Самое смешное, что электробусы, в общем-то, есть. Вчера, пытаясь выяснить правду про новосибирское банкротство, дозвонился до фирмы Drive Electro. Так у них все это имеется – даже презентацию мне прислали. И обещали свозить в Тулу. Там водятся то ли электробусы, то ли троллейбусы, которые часть маршрута умеют проезжать по улицам без контактной сети. Такой троллейбус создан на базе Тролза «Мегаполис» (российский низкопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производящийся с 2006 года на ЗАО «Тролза» в городе Энгельсе Саратовской области) с накопителями Drive Electro. Похоже, что это первые в мире троллейбусы на основе литий-титанатных аккумуляторов.

Обратите внимание – это электробусы с ультрабыстрой зарядкой! Всего 6 минут… Ой, не верю…

Кстати, вот интересные циферки из презентации: Количество циклов заряда-разряда 10 000 Диапазон рабочих температур -30…+45 Диапазон рабочих температур с использованием системы термостатирования -45…+45 Уровень безопасности высокий Срок службы не менее 10 лет

Зарядная станция – на конечной остановке. Маршрут в 50 км электробус проходит без подзарядки. Дальше – 6 минут зарядки и можно ехать снова. Ресурса аккумулятора должно хватить на…. 1500000 км…

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2016/01/20160129 РиЭл

А как же «Лиотех»? А никак: на этих электробусах стоят тошибовские ячейки. Собирают их у нас, но ячейки категорически ненашенские. И мне это не нравится.

Потому что опять садиться на чью-то, теперь уже литиевую или титановую иглу, просто стыдно.

Кстати, насчет заграницы. Вот свеженькая диаграмма – это продажи электромобилей в 2014 и 2015 гг по странам мира. Кто скачет впереди? Вот-вот: хитрые китайцы, однако. Не болтают, а делают. Они несколько лет назад уже говорили: первыми в классическом автопроме нам не стать, а вот в электроавтопроме или как его там назвать – это вполне реально. И у них это запросто может сработать. Потому как имеется мощная поддержка государства. Меркельша отдыхает...

/var/www/zr.ru.people/wordpress/wp content/blogs.dir/74/files/2016/01/20160129 ЭлМобили

Понятно, что ни один современный Корейко не станет вбухивать свои денежные знаки из чемоданчика в проект, который к вечеру не принесет ему вместо одного чемодана два. В какую-нибудь ерунду – айфоны, бублофоны и прочие хренофоны – еще как-то можно рискнуть. Это не такое сложное и масштабное по затратам и срокам производство. А вот производить те же электробусы не единицами, а хотя бы тысячами – не, ну их… А весёлый Илон Маск пока что не стоит в очереди за российским гражданством.

Но совсем другое дело, если царь-батюшка (читай, государство) гарантирует господдержку! Ибо окупится это не сегодня, и не завтра, денег нужно ой как много, а кое-кого периодически придется ставить на место.

Или удалять с места. Тоже полезно. Не пересаживать, а удалять.

И тогда, я думаю, московский мэр быстро начнет пускать по Покровкам и Солянкам электробусы. И рабочие места появятся. И импортозамещение наконец-то материализуется.И "лиотех" загрузят, а не превратят в склад для новозеландской картошки.

Дожить бы…

Подпишитесь на «За рулем» в