Как лечить дауна?

Дружно открестившись от некогда могущественного дизельного бога, низведенного зачем-то в Тартар, автомобилестроители побежали бить поклоны другому божеству – даунсайзингу. Дауну, то есть.

Понятно, что дизельное божество не виновато. Но вчерашних кумиров часто предают анафеме – тем более, когда рядом есть замена. А она есть: маленькие бензиновые движки с турбонаддувом. Которые могут потягаться с дизелями по вопросам экономичности, причем за меньшие деньги и с меньшими вредностями на выпуске. Дауны воспитаны так, что не плюются сажей и почти не разбрасываются окислами азота.

Однако высшие божества любят пошутить. Поэтому с неба спустился злобный RDE (Real Driving Emissions) – переход на измерение экономичности и выбросов не на стендах, а в реальных условиях, на ходу. Тот и заявил, что все стенды безбожно врут, а потому отныне проверять аппетит велено только в естественных условиях.

Инженеры сразу все поняли… Они, конечно же, знали, что стенд – это для протокола, а вот на дороге аппетиты разыгрываются… Но если для атмосферных движков нормального рабочего объема эта разница не столь заметна, то у даунов аппетит вырастает не на 10-15%, а на все 40 – 50! На специально подобранной стендовой программе турбина, надо полагать, включалась не часто, и даун спокойно отрабатывал программу. Но когда правая нога тупо требует мощности, турбинка начинает энергично «поддувать» и… В общем, не заметить это невозможно. И даун с заявленным расходом, скажем, в 4 литра на сотню, вне стенда может сожрать все 6. Для атмосферника это было бы нормально, потому что он ничего другого и не обещал. А для дауна – увы, конфуз.

Это еще не всё. По мере того, как бензиновый движок стал обретать разного рода непосредственные впрыски в цилиндры, наподобие дизельных, он одновременно приблизился и к дизельным болячкам. В частности – к образованию сажи, причем не к той, которой перемазаны трубочисты из сказок, а к мелкодисперсной, которую толком и не видно. Эта гадость легко проникает в наши легкие и накапливается в них, вызывая онкологию. У обычных бензиновых движков былой эпохи ничего такого не было, а вот попытка сэкономить аукнулась не очень удачно. Ведь непосредственный впрыск – это, читай, частично обедненная смесь: около свечи все в порядке, а уж вспыхнувшее стехиометрическое облачко поджигает остальную, сильно обедненную смесь. Вот здесь-то и появляются сажа, да окислы азота. Особенно на режимах 1000 – 2500 об/мин, то есть на самых распространенных.

В общем «Наш ответ Дизелю» пока что не особо получается. И здесь уж программу под стенд не подогнать. И всё из-за неумных экологических требований. Жили бы себе с Евро-4, так ведь нет…

Интересно, какую спасительную программу придется написать на этот раз?

Подпишитесь на «За рулем» в