Нулевой выхлоп в будущее

Автопром приговорили к вымиранию. Те, кто доживет до 2030 года, смогут наблюдать его закат.

Интернет смакует очередную сенсацию… Еще бы: ведущие страны-автопроизводители подписали-таки автопрому смертный приговор. И уже готовятся привести его в исполнение. А потому автомобилю в привычном понимании этого слова осталось жить совсем недолго.

Обо всем этом договорились в Париже — во время климатического саммита СОР21. Дескать, пора уничтожить как класс главного виновника парникового эффекта, от которого пассажиры планеты Земля скоро вымрут. Имя виновника — двигатель внутреннего сгорания, а короче — ДВС. Поэтому его выбросы следует устремить… к нулю!

Автор, в глубине души, тоже за «зеленых». Хотя решительно не понимает, каким образом болтовня в парламенте, на саммите или ином уважаемом месте способна отменить законы термодинамики. Популистские экологические призывы последних лет ни к чему, кроме унизительных «дизельгейтов», пока что не приводили. Однако же битому неймется: высокие экономические чины той же Германии вновь заявляют, что любой автомобиль, купленный в Германии после 2030 года, должен иметь… нулевой уровень выбросов! Иначе немцы не смогут внести достойный вклад по всемирному сокращению выбросов СО2 к 2050 году. А поскольку немецкая машина живет примерно 20 лет, то самое время начинать суетиться.

Любопытно. Особенно на фоне того, что одновременно Германия вернулась к сжиганию… угля! Напугавшись японской «Фукусимы», кабинет фрау Меркель решил отказаться от ядерных реакций в пользу чего-то менее опасного. Видимо, российский газ с трудом просачивается сквозь санкции, а ветрогенераторы, солнечные батареи и переработанные, извините, фекалии пока что погоды не делают. Да и дороговато получается, мягко говоря. Вот и выходит, что закрыв в свое время шахты Рура, приходится чуть ли не открывать их обратно. Или закупать сырье в большой стране по соседству. Ну-ну…

Впрочем, немец по имени Мюллер был прав: верить никому нельзя. Особенно интернету. Потому что на самом деле на упомянутом климатическом саммите ничего конкретного не говорилось — ни про отказ от автомобилей, ни про 2050 год. Были всего лишь кулуарные разговоры на эту тему, спровоцированные общественной организацией International ZEV Alliance Announcement (Zero Emission Vehicle: автомобили с нулевыми выбросами — М.К.). А делегации нескольких стран поддержали призывы к нулевым выбросам всего на свете. Только и всего.

Но СМИ уже пустили мощную информационную волну, причем не только у нас. Чувствуется, что запахло большими деньгами.

ВНЕ ЗАКОНА?

Да, караул… «Гипс снимают, клиент уезжает…» Причем итогом всех этих бредовых помыслов действительно может стать запрет производства автомобилей с ДВС. И сумма на кону, надо полагать, гигантская.

Что взамен? Думаю, что электромобили. И вот тут финансовые вливания должны быть колоссальными. Никакой автопроизводитель просто так от ДВС не откажется, если только официально не объявить их вне закона. Кстати, в Нидерландах через 9 лет нельзя будет купить или продать автомобили с ДВС. То же самое провозгласили в Норвегии. Про Германию мы уже вспоминали.

Правда, пока что е-мобилизация буксует. Та же фрау Меркель совсем недавно лично озвучивала директивную цифру: 1 млн е-мобилей к 2020 году. Но сейчас уже ясно: мол, не получается… Виноваты, надо полагать, мигранты, террористы, санкции, а теперь еще и «брекзит». А там и перевыборы на носу…

ПАПА РИМСКИЙ И ПОГОДА В ДОМЕ

О глобальном потеплении болтают много. Ничуть не меньше, чем совсем недавно болтали про озоновые дыры. Когда и эта тема поднадоест, можно будет переключить болтунов на вулканы. Лучше всего — на Йеллоустоунский, благо он большой и может вмешаться в разговор в любую секунду.

Напоминаю: парниковый эффект — это рост среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения оптических свойств атмосферы. Разного рода загрязнители не выпускают излишнее тепло обратно в космос. Однако СО2 тут не в лидерах: его опережает водяной пар.К тому же никто не доказал, что именно антропогенный СО2 реально вредит климату. Оледенения и потепления случались и в эпоху мамонтов. Автомобилей тогда, скорее всего, не было.

Между тем с технической точки зрения проблему лучше всех осветил… Папа Римский! В его очередной энциклике (это документ такой) четко сказано: мол, богатым странам следует ограничить потребление энергии из невозобновляемых источников. И — главное! — подумать о сдерживании экономического роста и даже о шагах в обратном направлении. Пока, мол, не поздно.

«Подумать о шагах в обратном направлении»! Вот такого, кроме фантастов, еще не предлагал никто. Остановить идиотскую гонку за очередными побрякушками! Понтифик Франциск фактически сказал, что все глобальные климатические неприятности — это следствие искусственно насаждаемого безудержного потребления! А потому средняя температура по больнице и дальше будет только повышаться. При этом все эти «борцы за экологию» сами же провоцируют ее рост. И чем чаще вы будете менять автомобиль на более «совершенный», тем раньше придут глобальные потепления и прочие неприятности.

Кстати, насчет теплоты. Попробуйте прикинуть число радиаторов охлаждения на современном автомобиле. Мы насчитали около десятка. Потому что все большее число узлов и агрегатов требуют охлаждения. А некоторые — первоначального нагрева и последующего охлаждения. Всё это хозяйство управляется элементами, которые тоже надо охлаждать. А в итоге любой автомобиль по мере роста пресловутой «экологической чистоты» превращается в теплогенератор. Куда девается тепло? В атмосферу, куда же еще? И кпд этого автомобиля — откровенно плохой.

В мировом масштабе все еще веселее. Любая мобилизация ресурсов, любое производство подразумевает работу с обязательным тепловыделением. Мало того, чем чаще вы захотите менять автомобили на новые, тем больше калорий будет на это потрачено. И чем совершеннее машина — взять, хотя бы, уход от стальных кузовов в область алюминия и карбона, тем выше энергозатраты при ее производстве.

Короче говоря, частая смена автомобилей, к которой нас сегодня усиленно призывают, да еще с утилизацией — это прямой вред для экологии. Потому что в идеале надо ездить долго-долго. На одном автомобиле. Особенно, если он электрический.

Но похоже, что это понял только понтифик…

ПЕРЕНОС ВЫХЛОПНОЙ ТРУБЫ

Что до е-мобилей, которым все-таки я искренно желаю удачи, то пока что это просто игрушки. Голосовать всеми конечностями за их массовое производство можно будет только при одном условии: полная замена структуры генерации энергии. А если тупо сжигать каменный уголь, то это фактический перенос выхлопной трубы из одного места в другое. Даже если и насчитать какую-то экономию за счет оптимизации процессов сгорания.

Про выбросы и калории при производстве батареек вообще лучше не думать. Потому что в разговорах про экологию надо учитывать выбросы СО2 не только при эксплуатации машины, но и в процессе ее производства! А тут расклад довольно веселый: для автомобилей ДВС он составляет 90:10, а вот для е-мобилей — 50:50!

В общем, пока что в дураках опять остаются инженеры. Если им прикажут сделать выхлоп нулевым — сделают. Правдами и неправдами — вспомним тот же дизельгейт. Но про стоимость такого изделия, а также про температуру на планете их лучше не спрашивать.

Если только какой-то гений не изобретет, к примеру, солнечную батарею с сумасшедшим кпд. Что, кстати, вполне может случиться до 2050 года.

А может и не случиться…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (104)

Самые новые