10 млрд рублей на новые маршрутки

Полгода московские частные перевозчики работают по государственным контрактам. Напомню, что столичное правительство установило для транспортных компаний единые стандарты комфорта и безопасности поездки.

Пассажиры теперь не передают деньги за проезд водителю, а пользуются городскими билетами («ТАТ», «Тройка», «90 минут» и «Единый»). Причем цена проезда одинакова для всех маршрутов. Для работы по новым стандартам перевозчики закупили 2000 новых автобусов большой, средней и малой вместимости. Так почему бизнесмены согласились на непростые условия работы?

Фирма «Гепарт» работает на 20 маршрутах в Северном, Северно-Восточном, Восточном, Западном и Юго-Западном округах Москвы. На мой вопрос о выгоде сотрудничества со столичными властями директор компании Мурад Султанов, назвал сумму, которую коммерсанты вложили в обновление автопарка.

10 млрдрублей потратили все перевозчики, работающие в новом проекте, и ничуть не жалеют.

Мурад Султанов уверен, уже в скором времени на столичную систему перейдут многие регионы.

- Это было тяжелое решение?

- Нет. Такими деньгами просто так не рискуют. Мы и раньше занимались пассажирскими перевозками. К слову, тогда на рынке было около 60 официальных компаний плюс много нелегалов. Получалось, что на одном маршруте работают несколько перевозчиков. А так как система у всех была построена по принципу: сколько перевез пассажиров, столько и заработал, многие забывали про требования безопасности. Забирали и высаживали пассажиров в любом месте, неважно, оборудовано оно для этого или нет (могли встать на светофоре и высадить пассажира прямо на дороге), обгоняли друг друга, чтобы быстрее подъехать к остановке. Я уже не говорю о соблюдении режима работы. Доходило до того, что водители находились за рулем сутками без перерывов. Поэтому и аварий было много. Проблем, в общем, хватало. Кроме того, мы сильно зависели от сезонности пассажиропотока. В одни месяцы выручки было больше, в другие меньше. Было сложно спрогнозировать развитие бизнеса.

- С госконтрактами стало проще?

- В плане прогноза развития, безусловно, проще. Во-первых, нам не нужно гоняться за пассажирами. Главная задача - выполнять требования и правила заказчика – московского правительства. Да, они достаточно серьезные – никаких сбоев в графике движения, никаких нарушений на дороге, квалифицированный персонал, новые автобусы. Стоит автобусу опоздать или, наоборот, приехать на остановку раньше срока, мы получаем денежный штраф. Но при этом гарантированно каждый месяц мы получаем деньги за выполненную работу. Во-вторых, имея на руках пятилетний контракт, мы понимаем, что на это время мы полностью обеспечены работой. В наше непростое время это дорого стоит.

- Когда планируете выйти в плюс?

- Мы закупили новые автобусы, установили специальное оборудование, которое требует госконтракт (видеокамеры, ГЛОНАСС, валидаторы, автоинформатор и прочее). Все это стоит недешево. Чтобы Вы понимали: один валидатор обходится в 80 тысяч рублей. Кроме того, мы создали диспетчерскую службу с современным оборудованием, чтобы отслеживать движение автобусов в режиме онлайн. Оборудовали медицинский кабинет, мастерские, автомойку. Денег, конечно, ушло порядочно. Но мы были готовы к этим тратам, непредвиденных расходов у нас нет. Момент выхода «в плюс» сохраню в секрете – деньги любят счет и тишину.

Перед каждым рейсом и после окончания смены водителя проверяет медицинский работник. При малейшем отклонении от нормы водителя снимают с рейса.

- Вы корректируете интервалы движения, если этого требуют пассажиры?

- Да, конечно. После перехода перевозчиков на работу по госконтракту, в Москве создали специальный штаб, где мы вместе с руководством Департамента транспорта и другими городскими ведомствами рассматриваем возможность сокращения интервалов движения, изменения расписания или трассы следования маршрута.

- Но ведь так количество рейсов увеличивается, а сам маршрут - удлиняется. Неужели не возникает финансовых издержек?

- Чтобы увеличить количество рейсов, нам не надо закупать дополнительный подвижной состав. Во-первых, потому что мы можем сделать это за счет тех автобусов, которые уже работают на маршруте. А во-вторых, у нас в автопарке есть резервный транспорт, который при необходимости может выйти на линию. Есть определенные расходы на бензин, например, но, поверьте, ни один коммерсант не будет работать в минус. И мы в том числе – у нас все подсчитано. В нашем деле самое главное – найти баланс, чтобы и пассажиры были довольны нашей работой, и сама компания получала прибыль. Ну и для персонала мы тоже стараемся создавать хорошие условия.

Водители получают документы и проездные билеты. Пассажиры, у которых нет проездных абонементов, могут купить разовые билеты у водителя, как на обычных автобусах.

- Водители у вас работают те же, что и раньше?

- Водителей брали новых. Мы настроены на высокий сервис. И цена ошибки тоже высока. Нам же важно зарабатывать, а если водитель будет нарушать ПДД, не выполнять свои задачи, мы будем нести убытки. Поэтому, помимо минимальных требований (наличие водительского удостоверения, опыта работы) мы проводим и психологические тесты, проверяем водителей на стрессоустойчивость. При этом зарплата немаленькая. В среднем, это 60 тысяч рублей. Насколько я знаю, так у всех перевозчиков, участвующих в программе.

- Какие ставите перед собой задачи на ближайшее время?

- Хотим принять участие в следующих тендерах, бороться за маршруты в Новой Москве. Это интересный проект — есть возможность не только заработать, но и быть полезным.. А там, глядишь, и другие регионы начнут по такой схеме работать. Мы готовы выходить и на эти рынки.

В диспетчерской отслеживается маршрут автобусов онлайн. Если водитель выбивается из графика, ему тут же об этом сообщат.

Справка

Сегодня коммерческие перевозчики в Москве обслуживают 211 маршрутов. Госконтракты заключены с восемью компаниями: «Трансавтолиз», «Гепарт», «ТМП №20», «Альфа Грант», ТК «РИКО», «Гортакси», «Автокарз», «Транс-Вей». Всего перевозчиками закуплено 2000 новых автобусов большой, средней и малой вместимости, из которых более 1000 адаптированы для маломобильных граждан. Все автобусы оборудованы системами климат-контроля, ГЛОНАСС, салонными и наружными видеокамерами, валидаторами, голосового оповещения об остановках.


Подпишитесь на «За рулем» в