Долой водителей?

Дело было в начале девяностых – я трудился на заводике в Сокольниках, что раскинулся на брегах великой реки Яуза. Тогда меня публично высмеяли за то, что я заговорил о грядущем нашествии компьютеров – как дома, так и на работе.

Объяснить, что такое компьютерная игра, я решительно не мог – косились как на законченного идиота. Мол, как это может быть: смотреть мультфильм и самому управлять его персонажами? Причем ржали не только работяги, но и инженеры – мол, начитался, бедолага, фантастики. А один ведущий инженер, парторг по совместительству и демагог по призванию, скептически заметил: мол, пора выбрасывать кульманы – компьютеры придут и сами всё за нас нарисуют!

Любопытно, что сегодня многие тоже хихикают. Мол, как это может быть, чтобы машина сама отслеживала дорожные знаки и тормозила, где положено? Да пройдет еще миллион лет, прежде…

Не, не миллион… Это может быть внедрено буквально завтра. Следующим шагом в сторону компьютеризации, автоматизации и прочей …зации станет перевод автомобилей на беспрекословное подчинение дорожным знакам, разметке, светофорам и т. п. А вот подтверждение из Брюсселя. С 2020 года эти весёлые ребята планируют внедрить как раз такую систему, которая в принципе не позволит превышать скорость. Любой навигатор (или как его обозвать) давно усвоил, где какой знак – остается шепнуть бортовому компьютеру: тормози, мол, до 40! А после этого можете давить на педальку, сколько хотите – машинка не послушается.

Кстати, новость никого из соседей по Европе не удивила – вот еще сообщение из мира «победившей демократии». Пару недель назад немецкий Минтранс одобрил законопроект, согласно которому при наличии автопилота водитель имеет право НЕ следить за дорогой и заниматься, чем хочет. Но, похоже, немцы сами себя испугались, потому что тут же пояснили: мол, если робот заорет «Спасай, хозяин!», то хомо сапиенс должен-таки взять управление на себя.

Как быстро он должен это сделать, мне неведомо. Успеет ли он переползти с заднего сиденья на переднее?

Что касается ответственности за аварию, то все зависит от того, кто управлял бибикой. Если рулил робот, то отвечать придется его производителю…

Что ж, логика во всем этом есть. Замечу, что очень многие читатели тут же бросаются упрекать меня в противодействии прогрессу – дескать, мир стремительно развивается, а этот чего-то ворчит… Да не ворчу я. Просто пытаюсь объяснить, что подобная система – это уже не просто монитор в подголовнике или какая-нибудь телематика. Количество переходит в качество на наших глазах – как и учили философы.

Между прочим, очень может быть, что после подобных инноваций автомобиль может измениться кардинально. Грубо говоря, если не получится ездить быстрее 110, то кому нужны мощные двигатели, обтекаемый кузов и малый клиренс? Может быть, мы вернемся назад, к шикарным машинам-каретам – с красным бархатом, хромированными крыльями и занавесочками на окнах? Было бы эффектно.

А еще забавно то, что автомобилям типа ГАЗ-21 будет на все это решительно наплевать. Нажал на правую педальку и обогнал тупого мерина, который тащится 40, потому что на знаке так написано.

Интересно будет посмотреть…

Подпишитесь на «За рулем» в