90 лет журналу «За рулем»: Россия автомобильная

Если взглянуть на любой архивный выпуск журнала «За рулем», даже довоенный, можно найти немало тем, которые актуальны по сей день. К примеру, первый номер открывался статьей ведущего советского специалиста в области машиностроения, профессора Евгения Чудакова о перспективах советской автомобильной промышленности. Интересно посмотреть, что достигнуто девяносто лет спустя? Как выглядит Россия сегодня на фоне других стран?

НАМИ-1 — первый легковой автомобиль, созданный в СССР. Разработан в 1925 году, за годы производства 1927–1930 выпущено 369 автомобилей.
НАМИ-1 — первый легковой автомобиль, созданный в СССР. Разработан в 1925 году, за годы производства 1927–1930 выпущено 369 автомобилей.

Наша автомобильная отсталость

С этой невеселой констатации будущий советский академик начал свой рассказ. «По своему автотранспорту наш Союз занимает самое последнее место среди всех сколь-нибудь индустриальных стран», — написал он в ЗР №1 1928 года.

Статья профессора Евгения Чудакова об автомобильных перспективах СССР в первом номере «За рулем».
Статья профессора Евгения Чудакова об автомобильных перспективах СССР в первом номере «За рулем».

Как отмечалось в публикации, в 1928 году больше всего автомобилей ездило по дорогам Соединенных Штатов (22 137 000 единиц), за ними по количеству автотранспорта следовали Англия — 1 023 700 единиц, Франция — 891 000. Трудно поверить, но Германия уступала своей французской соседке втрое — немцам в то время принадлежало 319 000 автомобилей. В СССР же насчитывалось всего 20 600 машин. В Европе главными автомобильными державами были Британия и Франция, а не Германия.

Что касается удельного показателя — количества автомобилей на тысячу жителей, — то он красноречивей всего говорил о масштабах отставания Советского Союза по части автомобилизации. Правда, Чудаков оперировал цифрами количества жителей на один автомобиль, но суть дела от этого не меняется. Так, в Англии на один автомобиль приходилось в 1928 году 34 жителя, во Франции — 46, в Германии — 196, в Соединенных Штатах — 5 и в СССР — 7000 жителей. В пересчете на принятый сегодня показатель количество автомобилей на тысячу жителей соответственно получаем: 29 — в Англии, 22 — во Франции, 5 — в Германии, 200 — в США и всего 0,14 — в России.

На сегодняшний день тройка самых автомобилизированных стран на планете выглядит так: Монако — 899 автомобилей на 1000 жителей, США- 809 и Лихтенштейн — 796. Ну а как же крупные европейские страны? Франция (575 автомобилей) — 18-я в списке, Германия (534 авто) — 26-я, Великобритания (525 шт.) — 27-я. А вот Китай, который уверенно первенствует в мире по объемам ежегодных продаж в количестве 24 млн автомобилей, занимает 98-е место (114 автомобилей на тысячу жителей). Россия с показателем 317 автомобилей на тысячу занимает 49-ю строчку. Колоссальный прогресс, хотя могло бы быть и еще лучше! Интересно, что именно привело нас к такому результату...

Традиция руководства страны ездить на дорогих иномарках была заложена еще В.И. Лениным.
Традиция руководства страны ездить на дорогих иномарках была заложена еще В.И. Лениным.

Автомобиль или дорога — что первично?

На рубеже 30-х годов в правительственных кругах велись оживленные споры о том, что мешает развитию автомобильной промышленности СССР. Цитирую Евгения Чудакова: «Неоднократно высказывался взгляд, что значительное увеличение автопарка в нашем Советском Союзе невозможно из-за недостаточного количества хороших дорог. Отсюда вытекало положение — сначала дороги, а затем автомобиль. Это положение, — пишет профессор, — совершенно неправильно, и практика многих стран, главным образом, Америки, показывает, что автомобиль вызывал хорошие дороги, а не наоборот. Только тогда выгодно затрачивать большие средства на дороги, удобные для автомобильного движения, когда в них имеется налицо реальная потребность».

Завод АМО выпускал грузовики с 1916 года. Его преемник ЗИЛ закончил свою деятельность в 2016 году.
Завод АМО выпускал грузовики с 1916 года. Его преемник ЗИЛ закончил свою деятельность в 2016 году.

В условиях, когда в Советском Союзе ни дорог, ни автомобилей в достаточном количестве не было, дискуссия носила по большей части умозрительный характер. Однако уже тогда высказывалось предположение о том, что дороги — дело масштабное и нескорое, и поэтому в чести на Руси будут автомобили, способные преодолевать бездорожье. «Применяя же автомобили с хорошей проходимостью по плохим грунтовым дорогам, — отмечает Чудаков, — мы должны еще больше расширить область применения автомобиля».

Кстати, по сей день дороги в России оставляют желать лучшего, а между Москвой и Санкт-Петербургом так и нет современной автострады, достойной нашего времени.

Дорожная сеть в России за 90 лет выросла более чем стократно, но качество дорог остается проблемой по сей день.
Дорожная сеть в России за 90 лет выросла более чем стократно, но качество дорог остается проблемой по сей день.

Между тем дорожная сеть за 90 лет заметно расширилась. Протяженность шоссейных дорог в 1928 году составляла 7210 км. Сегодня протяженность автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения выросла до 1 396 000 км, из которых 984 000 км — с твердым покрытием. Однако общая длина автомагистралей составляет всего 816 км. Для сравнения, в США автомагистрали протянулись на 77 тыс. км, а в Китае, стране с самой крупной сетью магистралей в мире, — на 123 тыс. километров.

Автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом обозначена на дорожных указателях на выезде из столицы, но так до конца и не построена.
Автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом обозначена на дорожных указателях на выезде из столицы, но так до конца и не построена.

Автомобили собственные и импортные

В вопросе о том, на автомобиле чьего производства поедет в будущее советский человек, все было предельно ясно. Первое в мире государство рабочих и крестьян в империалистическом окружении не могло ставить себя в зависимость от внешнего мира. Поэтому Евгений Чудаков писал:

— Собственное автомобильное производство есть в деле автомобилизации Союза единственно правильный путь.

Оборона страны требует пополнения автопарка за счет собственного производства. Автомобильный импорт должен сохраниться лишь как средство для покрытия наиболее острых нужд в автомобилях.

Российский рынок легковых автомобилей представлен фактически единственной маркой — Lada. Одно из последних творений АВТОВАЗа — Лада Веста.
Российский рынок легковых автомобилей представлен фактически единственной маркой — Lada. Одно из последних творений АВТОВАЗа — Лада Веста.

Предсказание профессора Чудакова, в общем-то, сбывалось, но ровно до того момента, пока существовал Советский Союз. СССР въехал в капитализм 90-х на Ладах, Москвичах и Волгах. Так, по данным агентства «Автостат», к 1994 году по российским дорогам колесило 11,5 млн автомобилей, из которых хлынувшие в Россию, в основном, подержанные иномарки составляли около 600 тысяч, или 5%. Но как только границы открылись и иномарки стали доступны, советский автопром не выдержал конкуренции. Один за другим приказали долго жить отечественные Москвич, Ока, Волга. Президент страны пересел с ЗИЛа на иностранный лимузин.

На 2016 год в Госавтоинспекции РФ зарегистрировано 44,2 млн легковых автомобилей и более 6,2 млн грузовых. По данным того же агентства «Автостат», в июле 2016 года на долю иномарок в России уже приходилось 59% российского автопарка, что составляло 24,25 млн автомобилей. Но вазовские машины, получившие прилив новой крови от Рено и Ниссана, уверенно удерживают 33% рынка.

Вот такая получается картина России автомобильной.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о LADA Vesta (11)

LADA 2017 / срок владения до 6 месяцев

Достоинства:

Недостатки:

Комментарий:

Что в ней русского??? А???

Написать отзыв

Читать комментарии (3)

Самые новые