Не то что раньше…

Не то что раньше…

В Черноземье в этом году ведется интенсивное дорожное строительство. Это и замена асфальтового покрытия в городах – Воронеже, Липецке, Белгороде, о чем мы неоднократно писали на своих страницах, и глобальная реконструкция федеральной трассы М4, проходящей через Воронежскую область. Каждый автолюбитель, наверное, поминал недобрым словом оранжевых колоссов, которые перекрывают дороги, создавая пробки. Между тем без сложной современной техники ремонт дорог попросту невозможен. Чтобы водителям Черноземья было не так скучно, стоя в пробке, рассматривать замысловатые приспособления дорожников, мы попросили Сергея Николаевича Быстрикова, технического директора ООО «ДСУ №1», рассказать нашим читателям, какие существуют виды дорожно-строительной техники и для чего они используются.

– Для строительства дороги необходим целый комплекс дорожно-строительной техники. Весь перечень работ можно разделить на пять этапов, каждый из которых ведется по своей технологии с использованием особой техники.

Первый этап – земляные работы, в ходе которых готовится так называемая предварительная дорожная одежда. Насыпь создается при помощи землеройных и транспортных машин – автоскреперов и бульдозеров, а также другой строительной техники, доставляющей грунт с обочин в нужном направлении. Чтобы спланировать весь этот сыпучий материал, нужны автогрейдеры различных комплектаций – легкие, средние, тяжелые. Далее насыпь уплотняется с использованием катков – комбинированных (впереди или сзади валец, а обратная сторона – пневмошина), вальцевых (с вальцем диаметром 1–2,5 м) и пневмокатков (на пневмоколесах). Кроме того, понадобятся самосвалы и автогрейдеры.

Следующий этап – строительство дорожной одежды. Здесь специалисты используют автогрейдеры, пневмо-, мото- и виброкатки, комбинированные и статические. Необходима также спецтехника – автогутонатор и комбинированные дорожные машины, поливочные и щебнераспределяющие машины.

На третьем этапе для укладки асфальтобетонного покрытия требуются асфальтоукладчики, катки и автогутонаторы.

Необходима также техника, доставляющая материалы к местуработ. Ее применяют в ходе следующего этапа – организации производственной базы по выпуску асфальтобетонной смеси, битумной эмульсии, приема дорожностроительных материалов, перевозимых по железной дороге. Для этого понадобятся автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы.

И наконец, на пятом этапе (строительство искусственных сооружений на дорогах) задействуются автокраны и специальный автомобиль для доставки железобетонных изделий.

При ремонте дорог применяются все перечисленные виды техники, а также ряд дополнительных – дорожные фрезы, шовнарезчики, машины для ямочного ремонта методом пневмонабрызга.

– Названия «автогрейдеры», «автоскреперы» и т.д. мало что говорят неспециалисту…

– Автогрейдеры – это машины, которые служат для предварительной и окончательной планировки дорожных земляных работ, дорожной одежды, разработки и возведения небольших насыпей, выемок. Автоскреперы предназначены для разработки грунта, перевозки его на расстояние до километра и укладки этого грунта непосредственно в насыпь, а также образования насыпи или выемки. Автогутонаторы используются для разлива битума, то есть подгрунтовки площадки. Подгрунтовка выполняется для связи между слоями дорожной одежды (щебеночным основанием и асфальтобетонным покрытием).

– Какие технические нововведения используются в сфере дорожного строительства?

– Сейчас все дорожно-строительные и ремонтные организации стараются использоваться дорожные фрезы – иначе не выдержать конкуренции. Дорожная фреза позволяет удалить непригодное или разрушенное покрытие, обозначить четкие границы, конфигурацию объекта, обойтись без трудоемкого и долгого ручного труда, повышая качество ремонта. Те, кто работает по старинке, постепенно вытесняются с рынка, поэтому техническая база быстро обновляется. Представителем нового поколения техники является и машина для ямочного ремонта методом пневмонабрызга – она позволяет, не разрушая старый слой и не обрабатывая поверхность вручную, проводить качественный ямочный ремонт. Для этого используется битумная эмульсия и пневмощебень. Эти компоненты подаются под давлением, что позволяет ровно заполнить пустоты, а значит, осуществить нормальный ямочный ремонт. Если бы мы сначала ломали старое покрытие, потом замазывали битумом, как это делалось раньше, – скорость и качество были бы ниже в разы.

Подпишитесь на «За рулем» в