Хроника: Белорусским суперсамосвалам исполнилось 55 лет

МАЗ-530, илл. художника Александра Захарова в исторической серии «Из коллекции «За Рулем» (№12/1979)

В основе гиганта МАЗ-530 лежала конструкция освоенного на Беларусском автозаводе (БелАЗе) в городе Жодино карьерного самосвала МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн.

МАЗ-525 разработали на Ярославском автозаводе под руководством главного конструктора Виктора Осепчугова. Но завод ЯАЗ планировали перевести на выпуск дизелей, а автомобильную техдокументацию передали в Минск, где проектирование продолжил главный конструктор Борис Шапошник.

Затем Минский автозавод создал производственный филиал в поселке Жодино, куда перевел выпуск МАЗ-525 и МАЗ-530.

Опытный образец МАЗ-530 во время демонстрации во дворе НАМИ

Первый трехосный МАЗ-530 собрали в Минске второго марта 1957 года:

  • Грузоподъемность - 40 т,
  • колесная формула - 6х4,
  • двигатель: V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А мощностью 450 л.с. (наследник мотора танка Т-34).

МАЗ-530 первым из грузовиков СССР получил трехступенчатую планетарную коробку передач с гидротрансформатором.

О величине машины можно судить по шинам с наружным диаметром около 1,8 м!

Автомобиль выпускали до 1963 года, построено всего тридцать экземпляров.

Судьбу МАЗ-530 решили его огромный габарит (длина 10,5 м) и радиус поворота в 14 м.

Подпишитесь на «За рулем» в