Хроника: День рождения «Эмки»

80 лет назад, 16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые серийные легковые автомобили ГАЗ-М1.

Опытный образец ГАЗ М1, он же «Молотовец-Первый», был построен осенью 1933 года и очень напоминал Ford Model 40.

«Молотовец-1», так назвали модель, ставшую первой самостоятельной конструкцией Горьковского автомобильного завода. Завод был «имени Молотова», вот и новинку назвали в честь Вячеслава Молотова, председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

Работа над заменой на конвейере устаревшего ГАЗ-А началась в сентябре 1933 года. На смену должен был прийти Ford Model 40. От компании Ford были получены чертежи кузова и штамповая оснастка для его изготовления. Внешне опытные образцы ГАЗ М-1 чрезвычайно напоминали американский прототип формой крыльев, облицовки радиатора, спицованными колесами. Однако затем между сторонами возникли разногласия, и совсем молодой и неопытный конструкторский коллектив ГАЗа под руководством инженера Андрея Липгарта продолжил разработку автомобиля своими силами. В частности, заново был спроектирован передний мост на продольных полуэллиптических рессорах, более надежных, чем фордовские поперечные. Новую раму для «эмки» создавал инженер Крещук, который в 1952 году напишет на своего начальника Липгарта гнусный донос Сталину. Поскольку чертежей оперения от Ford получить не удалось, капот, крылья и радиаторную решетку пришлось также сделать самостоятельно.

Андрей Липгарт (1898 – 1980 гг) в годы проектирования «эмки». Фото из семейного архива.

Уже на следующий день после сборки первых серийных образцов ГАЗ М-1 оба они были направлены для показа правительству в Москву, один на железнодорожной платформе, другой – своих ходом. Этот экземпляр вел инженер Липгарт лично. В Кремле автомобили осматривали члены правительства во главе со Сталиным. Для сравнения рядом выставили модели Ford образца 1933 и 1934 годов. По воспоминаниям Липгарта, Сталин, сравнив машины и спросив, дрожит ли машина от двигателя или нет, произнес: «Дай Бог каждому такую машину!» Что из уст секретаря ЦК ВКП(б) звучало необычно.

Автомобиль отличали закрытый цельнометаллический кузов (только верх крыши был брезентовый), лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами, четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностью 50 л.с. с автоматической регулировкой угла опережения зажигания и трехступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления. ГАЗ М-1 развивал скорость 105 км/ч и расходовал 14,5 л/100 км (по эксплуатационной норме).

Ford V8 Model 40 выпуска 1934 года почти неотличим от «эмки», в особенности, когда ее штампованные колеса заменяли спицованными от ГАЗ-А, благо «разболтовка» (радиус окружности расположения шпилек колес) 139,7 мм была одинаковой.

На базе ГАЗ М-1 выпускали свыше 20 различных конструкций автомобилей, в основном опытных. С 1938 года на основе «эмки» серийно производили пикап М415 грузоподъемностью до 500 кг. На шасси «эмки» строили также бронеавтомобили ФАИ-М и БА-20. С 1938 года четырехцилиндровый двигатель ГАЗ М-1 начали устанавливать на «полуторку», в связи с чем этот грузовик был переименован с ГАЗ-АА в ГАЗ-ММ. В 1938 году в целом были завершены работы по новому шестицилиндровому мотору ГАЗ-11 (ведущий конструктор Евгений Агитов), после чего он был немедленно установлен на «эмку». Седаны ГАЗ-11-73, фаэтоны ГАЗ-11-40, полноприводные седаны ГАЗ-61-73, фаэтоны ГАЗ-61-40 и артиллерийские тягачи ГАЗ-61-417 выпускались серийно и ограниченными партиями в период с 1939 по 1948 годы. Сама же «эмка» стояла на конвейере вплоть до лета 1943 года, когда Горьковский автозавод подвергся разрушительной бомбардировке. Всего было построено около 80 тыс. «эмок»

Подпишитесь на «За рулем» в