Хроника: история американской экспансии

100 лет назад, 23 марта 1911 года, в Манчестере было открыто сборочное предприятие Ford.

Один из первых собранных в Великобритании Ford Model T у ворота дилера в Манчестере.

Впервые в истории американской автомобильной промышленности компания открыла производственный филиал в другой стране. Неизвестно, какую роль в выборе Генри Форда сыграло то обстоятельство, что поблизости от его нового основного завода Highland Park в Детройте проходила Манчестерская улица. Форд перевел туда производство в 1910 году, чтобы покрыть растущий спрос на Model T. Именно это соображение доминировало в его решении открыть еще один завод в Великобритании. Форда убеждал его британский агент, «motor expert» ирландец Персиваль Перри. Восьмого марта 1911 года на территории Соединенного королевства было зарегистрировано предприятие Ford Motor Company Limited.

Для него подобрали помещения бывшего завода трамвайных вагонов в Трэффорд Парк.

Британский Ford-T во время поездки в районе Бен Ньюиса.

Поскольку ни в Америке, ни в Великобритании Форд еще не приступил к конвейерной сборке (это произойдет только в 1913 году), Model T окрашивали в разные цвета. Как известно, темп конвейера вынудит перейти на быстросохнущий черный «японский лак», аналог того, что у нас называется «кузбасс-лаком». А первые британские Ford T были зеленого, а не черного, как можно подумать, цвета.

В 1914 году предприятие в Трэффорд Парк первым в Европе получило линию конвейерной сборки. В начале Первой мировой войны Персиваль Перри становится чиновником Министерства сельскохозяйственного машиностроения Великобритании и убеждает Форда открыть еще одно предприятие – тракторный завод на его родине в Ирландии, в Корке. Третьего июля 1919 года там собрали первые «фордзоны». К слову, в 1920-е годы продукцию Форда собирали во многих странах, даже в Японии.

В 1928 году Форд основывает второе предприятие в Великобритании – завод в Дагенхэме. Первого октября 1931 года с его конвейера сошел первый грузовик Ford Model AA. Однако экономический кризис едва не подорвал начинание. Так, за год было продано всего пять легковых дагенхэмских Ford Model A.

Его Королевское Высочество Принц Уэльский, будущий король Эдвард VIII на заводе Ford в Дагенхэме

Форд понял, что Европе требуется особая легковая модель – ею стал компактный Ford Model Y, производство которого началось 10 августа 1932 года. Вскоре эта машина заняла 54% британского рынка автомобилей налоговой мощностью до 8 л.с.

В 1946 году завод в Дагенхэме выпускает свой миллионный автомобиль. Британский филиал Ford становится одним из самых прогрессивных предприятий Европы. В частности, в 1956 году там начинают использовать электронно-вычислительную машину. Опыт британского Ford спешат перенять советские специалисты. В период «оттепели» в СССР благожелательные отзывы о предприятии в Дагенхэме попадают в советскую печать. Например, вот что писал некто С. Лаптев в альманахе «Автомобилист-любитель» в 1963 году: «Дагенхэм наших дней – единственный автомобильный завод в Англии, имеющий свою электростанцию, доменную печь, батарею из 48 коксовых печей, прокатный цех».

1960-е. Так рекламировали Ford Cortina над заводом в Дагенхэме.

В настоящее время британский Ford располагает заводами в Дагенхэме, Хэйлвуде, Бридженде, исследовательским центром в Дантоне. В Лондоне находится штаб-квартира европейского Ford.

Подпишитесь на «За рулем» в