Хроника: символ британской индустрии

105 лет назад, в марте 1906 года, началось производство автомобилей британской марки Austin.

Сэр Герберт Остин (1866 — 1941 гг)

Сэр Герберт Остин (1866 — 1941 гг) Сэр Герберт Остин (1866 — 1941 гг)
Сэр Герберт Остин (1866 — 1941 гг)

Свой первый автомобиль Герберт Остин (8 ноября 1866 — 23 мая 1941 гг) построил в 1895 году на свои деньги, поскольку его шеф — Фредерик Вузли, владелец компании по выпуску машинок для стрижки овец, отказался финансировать эту затею.

Остин рос в Австралии, где перед его глазами было немало примеров решительных, не пасующих перед трудностями людей. И благодаря его стараниям Вузли все же заинтересовался автомобилями и даже сделал Остина главным управляющим Wolseley Tool & Motor Car Co.

Но затем разногласия с руководством все же вынудили Остина открыть собственное дело. Для начала ему требовалось 10 000 фунтов стерлингов — огромные по тем временам деньги. 150–200 фунтов стоил автомобиль. Кредиторы ссудили Остину только 7750 фунтов. За эти деньги Остин подобрал помещение в Лонгбридже, недалеко от Бирмингема. Расположение было удобным. К слову, в окрестностях Бирмингема действовало свыше десятка автозаводов — конкуренция была чрезвычайно высока.

Первую модель конструировали прямо дома у семейства Остинов, в Эрдингтоне, с помощью молодого чертежника Хэнкока, ставшего впоследствии главным конструктором компании и остававшимся в этой должности до самой смерти Остина в 1941 году.

Реклама фирма Austin, 1908 год

Реклама фирма Austin, 1908 годРеклама фирма Austin, 1908 год
Реклама фирма Austin, 1908 год

Первая модель — Austin 18/24HP Endcliffe c 5-литровым четырехцилиндровым двигателем, имевшим попарно отлитые чугунные цилиндры и Т-образную головку. Конусное сцепление, отдельная коробка передач, цепная главная передача — классическая конструкция того времени, ничем особым не выдающаяся. За машину с кузовом фаэтон просили 550 фунтов.

Старейший из сохранившихся автомобилей марки Austin — модель 30HP 1907 года, хранится в Motor Heritage Trust в Гэйдоне.

Старейший из сохранившихся автомобилей марки Austin — модель 30HP 1907 года, хранится в Motor Heritage Trust в Гэйдоне.Старейший из сохранившихся автомобилей марки Austin — модель 30HP 1907 года, хранится в Motor Heritage Trust в Гэйдоне.
Старейший из сохранившихся автомобилей марки Austin — модель 30HP 1907 года, хранится в Motor Heritage Trust в Гэйдоне.

Герберту Остину удалось поставить дело таким образом, что оно быстро начало приносить доход. Нанятые им 270 рабочих за первый год собрали 106 автомобилей. Остин начал предлагать машины в базовой комплектации с закрытыми кузовами, одним из первых открыл в Великобритании шоу-рум. В 1914 году его фабрика стоила уже 250 000 фунтов стерлингов, на ней работало 2000 рабочих, выпускавших до 1000 машин в год. В 1914-м началась Первая мировая война, прибавившая работы Остину. За годы войны Austin Motor Cars Co., Ltd. изготовила 2000 грузовиков, бронеавтомобилей, санитарных машин, прожекторных установок, а также 2000 истребителей и 6,5 млн снарядов. Немало техники Austin поставлялось и в русскую армию. За заслуги Герберт Остин был пожалован в рыцари и теперь именовался сэр Остин. В 1936 году он станет пэром Англии. Кстати, самым известным автомобилем этой марки в нашей стране стал «Остин-Путиловский» — броневик, с которого Владимир Ленин якобы призвал рабочих и солдат к вооруженному восстанию. На Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге, где, как считается, происходило выступление вождя большевиков, стоит памятник. Недавно экстремисты пытались его взорвать. Броневик же все это время хранился в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Впрочем, историки выяснили, что броневик этот был построен Путиловским заводом на шасси Austin уже… после революции.

Броневик «Остин-Путиловский» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Броневик «Остин-Путиловский» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.Броневик «Остин-Путиловский» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Броневик «Остин-Путиловский» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Неизвестно, какие ассоциации с Россией впоследствии, в 1950-е годы, подтолкнут британцев назвать новую штаб-квартиру Austin… «Кремлем».

В 1920-е годы завод Austin в Лонгбридже становится крупнейшим автомобильным предприятием в Европе. Мы привычно ассоциируем деятельность этой компании с малолитражным Austin 7 1922 года, с Mini 1959 года, с родстерами Austin-Healey.

Примечательно, что за 100 лет почтовый адрес компании не менялся: Austin Motor Company, P.O.Box 41, Longbridge, Birmigham…

Austin 7HP 1922 года оказался чрезвычайно удачной конструкцией. Данная машина из собрания Motor Heritage Trust была зарегистрирована 19 июля 1923 года в Лондоне. Стоил автомобиль 165 фунтов стерлингов. По образцу этой модели строили свои автомобили германский завод Dixi, французский Rosengart и американский Bantam.

Austin 7HP 1922 года оказался чрезвычайно удачной конструкцией. Данная машина из собрания Motor Heritage Trust была зарегистрирована 19 июля 1923 года в Лондоне. Стоил автомобиль 165 фунтов стерлингов. По образцу этой модели строили свои автомобили германский завод Dixi, французский Rosengart и американский Bantam.Austin 7HP 1922 года оказался чрезвычайно удачной конструкцией. Данная машина из собрания Motor Heritage Trust была зарегистрирована 19 июля 1923 года в Лондоне. Стоил автомобиль 165 фунтов стерлингов. По образцу этой модели строили свои автомобили германский завод Dixi, французский Rosengart и американский Bantam.
Austin 7HP 1922 года оказался чрезвычайно удачной конструкцией. Данная машина из собрания Motor Heritage Trust была зарегистрирована 19 июля 1923 года в Лондоне. Стоил автомобиль 165 фунтов стерлингов. По образцу этой модели строили свои автомобили германский завод Dixi, французский Rosengart и американский Bantam.

Менялось многое другое. В июле 1966 года предприятие вошло в состав холдинга British Motor Holding, а в январе 1968-го после приобретения BMH заводом Leyland — в состав British Leyland Motor Corporation. Британскую автомобильную индустрию не обошел стороной кризис, поразивший в 1970-е экономику страны. В результате многочисленных реструктуризаций в 1986 году марка стала частью Rover Group, руководимой правительством. В 1988 году ее продали группе корпорации British Aerospace. Последний автомобиль Austin сошел с конвейера в 1989 году.

British Aerospace постаралась побыстрее спихнуть свой автомобильный актив германской BMW AG. Первое, что попытались сделать немцы — закрыть старый завод Austin в Лонгбридже. Но британцы отстаивали «островок Лонгбридж», как они называли свой завод, до последнего. Британцы были вынуждены по сути отдать завод и марку MG Rover загадочному английскому консорциуму Phoenix. Драматические события вокруг предприятия подтолкнули группу The Chemical Brothers снять клип песни Believe («Верь!») в сборочном цеху завода.

25 июня 1946 года завод Austin выпустил миллионную машину — Austin 16 BS.1

25 июня 1946 года завод Austin выпустил миллионную машину — Austin 16 BS.125 июня 1946 года завод Austin выпустил миллионную машину — Austin 16 BS.1
25 июня 1946 года завод Austin выпустил миллионную машину — Austin 16 BS.1

В 2006 году компания MG Rover была приобретена китайцами. За обладание остатками некогда процветающего бизнеса боролись между собой Nanjing Automobile Corporation и Shanghai Automotive Industry Corporation. Первой досталась модельная линейка MG, второй — Rover 75, который пришлось переименовать в Roewe, поскольку права на марку Rover были уступлены корпорации Ford. Сегодня NAC и SAIC объединили свои интересы.

Austin 1600, на котором в 1968 году Пэдди Хопкирк, Тони Нэш и Алек Пул пришли вторыми в супермарафоне Лондон — Сидней.

Austin 1600, на котором в 1968 году Пэдди Хопкирк, Тони Нэш и Алек Пул пришли вторыми в супермарафоне Лондон — Сидней.Austin 1600, на котором в 1968 году Пэдди Хопкирк, Тони Нэш и Алек Пул пришли вторыми в супермарафоне Лондон — Сидней.
Austin 1600, на котором в 1968 году Пэдди Хопкирк, Тони Нэш и Алек Пул пришли вторыми в супермарафоне Лондон — Сидней.

Значительная часть предприятия в Лонгбридже была снесена, однако старый «южный завод», когда-то делавший автомобили Austin, сохранился. На нем в 2008 году было возобновлено производство спортивных машин MG.

Austin Allegro (1973 — 1983 гг) в 2008 году был признан британцами «самым плохим автомобилем за всю историю индустрии».

Austin Allegro (1973 — 1983 гг) в 2008 году был признан британцами «самым плохим автомобилем за всю историю индустрии».  Austin Allegro (1973 — 1983 гг) в 2008 году был признан британцами «самым плохим автомобилем за всю историю индустрии».
Austin Allegro (1973 — 1983 гг) в 2008 году был признан британцами «самым плохим автомобилем за всю историю индустрии».
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии