Хроника: с Высочайшего благословения

31 марта 1916 года царь Николай II подписал устав «Акционерного общества механических передвижений и производств В.А. Лебедева» в Ярославле. Этот день считается днем рождения Ярославского моторного завода.

Санитарный автомобиль Crossley 20/25HP (Великобритания), который собирались принять за образец для производства в Ярославле. Это была очень удачная модель, оснащенная 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,5 л и мощностью 40 л.с. при 1500 об/мин. Военный департамент Великобритании получил за годы Первой мировой войны порядка 10000 подобных автомобилей в санитарном и штабном исполнении.

Основатель предприятия, Владимир Александрович Лебедев, был один из первых русских авиаторов. В 1910 году вместе с сотоварищами он строит биплан ПТА («Петербуржское товарищество авиации»). В окрестностях Комендантского аэродрома под Петроградом Лебедев возвел авиазавод, где в заметном количестве выпускались аэропланы «Лебедь». С ростом интереса к авиации Лебедев закладывает также авиационные заводы в Пензе, Таганроге и Ярославле. Новая стезя – выпуск автомобилей по заказу военного ведомства – потребовала привлечения немалых средств, около 14 миллионов рублей. Из них только три выделялись Лебедевым, а остальное составляли заемные средства.

Под производство автомобилей Лебедев перепрофилирует площадку на западной окраине Ярославля, где до этого он собирался делать самолеты. Теперь же предстояло выпускать ежегодно по 750 штабных легковых и 750 санитарных 1,5-тонных автомобилей. Базовой моделью была выбрана британская машина Crossley 20/25HP. Чтобы превратить ее в «Лебедь-А», в Великобританию отправилась группа инженеров.

Авиатор, автомобилист, журналист, предприниматель Владимир Лебедев (1879 – 1947 гг.) Снимок сделан в 1919 году в Таганроге. Источник: Wikipedia.

Седьмого октября 1916 года состоялось открытие завода. Однако начать производство автомобилей так и не удалось. Ограничились выпуском типовых санитарных кузовов для машин Renault. Когда грянула Октябрьская революция, цеха были укомплектованы прибывшим из Великобритании оборудованием всего на 47%. 16 января 1918 года Особое совещание по обороне объявило о конфискации завода. Предприятие переименовали в Государственный авторемонтный завод (ГАРЗ) №1, который в 1921 году вошел в Центральное управление государственных автомобильных заводов (ЦУГАЗ). Всего с 1918 по 1926 год ГАРЗ №1 отремонтировал 831 автомобиль и 34 мотоцикла.

Лебедева революция застала на юге, в Таганроге. По некоторым данным, он входил в правительство Деникина, а после краха белого движения иммигрировал во Францию. За заслуги в развитии авиации перед Францией был награжден орденом Почетного Легиона.

В 1923 году правительство РСФСР решило все же начать производство автомобилей в Ярославле. Группа инженеров АМО во главе с Владимиром Даниловым спроектировала грузовик грузоподъемностью 3 т, приняв за образец американский White. К 7 ноября 1925 года собрали два таких автомобиля Я-3, окрашенные в агитационный кумачовый цвет.

Автомобили White для русской армии. Такие автомобили завод Лебедева впоследствии ремонтировал. Источник: Library of Congress.

Об уровне заводских кадров красноречиво свидетельствует следующий факт: когда шофер первого грузовика повернул руль вправо, машина пошла…влево, поскольку червяк в рулевом механизме установили наоборот. Техническая и технологическая отсталость надолго станет тормозом всех начинаний предприятия, которое с 1926 по 1936 год называлось ЯГАЗ (Ярославский государственный автозавод) №3.

Тем не менее, именно Ярославлю принадлежит первенство в освоении первых отечественных троллейбусов, первых тяжелых дизельных грузовиков, первых трехосных грузовых автомобилей, первого опытного грузовика колесной формулы 8х8, первого автобуса большой вместимости. Продукция завод носила обозначение ЯГ (Ярославский грузовик), ЯС (Ярославский Самосвал), ЯА (Ярославский Автобус) и ЯТБ (Ярославский ТроллейБус).

Первый грузовик Я-3 был разработан инженерами московского завода АМО как раз по образцу White, 1925 г.

В 1940 году была намечена реконструкция предприятия с целью выпуска на нем грузовиков по образцу американского GMC. Начавшаяся война скорректировала планы. И все же по ленд-лизу в Ярославль прибыло оборудование для капитального ремонта двухтактных дизелей GMC 6-71. С его помощью специалисты предприятия смогли освоить пиратский выпуск моторов такой конструкции. Новый силовой агрегат установили на прототип 7-тонного грузовика, в основу которого также легла модель GMC-804. Но кабину заимствовали у грузовика другой американской фирмы – Mack.

Машина называлась ЯАЗ-200. Впервые в отечественной практике новая модель автомобиля получила внятный символ – фигурку медведя. Ее вылепил художник-конструктор Юрий Долматовский.

Первый отечественный автомобиль «Я-Дизель» с дизелем собственной разработки, 1934 г. «Коджу» – это «Коба Джугашвили», так в годы подпольной борьбы звали Сталина. Шестицилиндровый 87-сильный дизель был разработан под руководством инженера Николая Брилинга в так называемой шараге ОГПУ в самом центре Москвы, на Никольской улице. Построено было два автомобиля. Рисунок Александра Захарова из Исторической серии журнала «За рулем».

Ярославский автозавод успел подготовить и даже освоить еще одно семейство тяжелых грузовиков, однако решением правительства эти свои наработки передал на Кременчугский и Минский автозаводы. А Ярославский автомобильный перепрофилировали на выпуск дизелей и в 1958 году переименовали в Ярославский моторный завод. В 1971 году ЯМЗ стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель». Дизели КамАЗ и Тутаевского завода (поставщик силовых агрегатов для военной техники) содержат в себе технические решения, предложенные ярославцами. В 2003 году объединение «Автодизель» было акционировано, а с 2001 года входит в состав «РусПромАвто» – теперешнюю «Группу ГАЗ». В данном случае, надо полагать, ГАЗ расшифровывается, как и в прежние времена – Государственные автомобильные заводы. К слову, аббревиатура ЯАЗ вновь существует – это Яхромский автобусный завод.

Подпишитесь на «За рулем» в