Хроника: Смерть счастливчика

80 лет назад, 5 мая 1931 года погиб выдающийся британский спортсмен Глен Кидстон.

Глен Кидстон был одним из «мальчиков Бентли», команды рисковых парней, выступавших на машинах компании Bentley в период с середины 1920-х до 1931 года, когда детище сэра Уолтера Оуэна Бентли перешло в собственность завода Rolls-Royce.

Капитан 3 ранга Глен Кидстон, победитель 24-часовых гонок в Ле Мане 1930 года.

Каждый из Bentley boys заслуживает отдельного рассказа. Чем бы они ни занимались, – катались на лыжах в Альпах, рыбачили в Средиземном море, охотились в Шотландии, кутили на Гроссвенор Сквер (эту площадь из-за шумных пирушек лондонцы даже прозвали «на углу у Bentley»), наконец, выступали на гонках в Бруклэндсе и Ле-Мане, – все удавалось им с блеском.

Глен Кидстон (за рулем) и его напарник Вольф Барнато совершают круг почета в Ле Мане на автомобиле Bentley Speed Six, 1930 г.

Глен Кидстон на пару с Вольфом Барнато в 1930 году победил в 24-часовых гонках в Ле Мане, - это был третий по счету триумф Bentley в самом престижном соревновании для серийных автомобилей своего времени. «Мальчики», а на деле вполне состоявшиеся и состоятельные мужчины, являли собой образец истинного джентльменства. Они отчаянно проматывали наследство, заключая пари, ставя мыслимые и немыслимые рекорды, прямо смотря в глаза опасностям, кои сами на свою голову и находили.

Триумфатор Ле Мана Bentley Speed Six сегодня является лакомым объектом для коллекционирования. Подобные автомобили оценивает и продает в том числе и агентство Саймона Кидстона, племянник коммандера Глена Кидстона.

За Гленом Кидстоном утвердилась репутация счастливчика. Его даже называли «неубиваемым». В Первую мировую войну, 19-летним кадетом, он оказался на борту учебного судна «Хог», 22 сентября 1914 года торпедированного в Английском канале германской подводной лодкой U-9 под командованием капитан-лейтенанта Веддигена. Кидстон спасся – его подобрал крейсер «Абукир», спустя какие-то минуты также торпедированный U-9. И вновь Кидстон уцелен. Надо заметить, что в то утро необычайно везло и командиру подлодки – за какие-то полчаса он пустил под воду целых три британских военных корабля.

Крейсер HMS Aboukir, на котором Глену Кидстона «посчастливилось» быть торпедированным второй раз за полчаса.

Уцелел Кидстон и во время знаменитого Ютландского сражения между британской и германской эскадрами. Уже после войны он оказался в экипаже английского экспериментального подводного крейсера X1, когда в Северном море тот сел на грунт. Случаи, когда подлодке удавалось «отлепиться» от дна, в истории флота единичны, но это был именно тот случай. Интересно, что с собой в подлодке Кидстон возил…мотоцикл Sunbeam и не упускал случая посоревноваться с кем-нибудь в каком-нибудь порту. Так однажды он выиграл гонки по подъему на холм в Гонконге.

Уникальная подлодка X1 отражала концепцию «подводных крейсеров». По замыслу, она должна была с равным успехом атаковать как из-под воды, так и с моря, для чего вооружалась четырьмя 132-мм пушками в двух башнях. Спущенная на воду 16 ноября 1923 года, лодка длиной более 110 метров обслуживалась экипажем из 111 человек. Одним из 11 офицеров был Глен Кидстон.

В 1929 году Кидстон отправился рейсовым самолетом Lufthansa из Кройдона в Амстердам. Спустя 21 минуту после взлета самолет разбился. Кидстон не только уцелел, но и вытащил из пламени своего приятеля принца Ойгена фон Шаумберг-Липпе (впоследствии, увы, скончавшегося от ожогов).

Самолет Junkers G-31 был создан в 1926 году специально по заказу Deutsches Luft Hansa. Его по праву можно считать первым широкофюзеляжным лайнером – внутрь можно было загрузить небольшой автомобиль. Три мотора должны были обеспечивать надежный полет. Однако 6 ноября 1929 года борт J 31 D-903 Oberschlesien задел деревья у деревушки Годстоун в графстве Суррей и разбился. Погибли все, кроме Глена Кидстона. Фото: Bundesarchive.

Кидстон установил рекорд по перелету из Лондона до Кейптауна (шесть с половиной дней), притом что однажды тоже едва не погиб из-за проблем с мотором своего самолета.

Кидстон на Bugatti T35 участвует в гонке по подъему на холм в Шелсли Уолш в мае 1925 года. Лучшее время тогда показал Генри Сигрейв, в будущем – обладатель абсолютного рекорда скорости.

Такому редкому везению рано или поздно должен был прийти конец. Пятого мая 1931 года Глен Кидстон вместе с приятелем Джеком Дунфи вылетели на самолете DeHavilland Puss Moth из Йоганесбурга в Наталь. При облете горы Дракенберг они попали в пылевую бурю и разбились.

Bentley Speed Six с кузовом «спортсмэн купе» работы ателье Gurney Nutting, на котором Глен Кидстон в 1930 году участвовал в ралли Монте-Карло. Коммандер Кидстон намеревался побить рекорд своих партнеров по команде Bentley Boys по преодолению расстояния от Монте Карло. Поскольку в Дувре возникли проблемы с погрузкой на рейсовое судно. Кидстон попросту арендовал чартер. Машина сфотографирована у дома Кидстона возле Гросвенор Сквер в Лондоне. Фото: www.kidston.com

Все красивые истории рано или поздно заканчиваются. Несколько влюбленных в спортсмена женщин назвали своих сыновей Гленами. Вместе с Кидстоном уходила романтическая эпоха благородных джентльменов. Постепенно распалась команда «мальчиков Бентли» – их следы потерялись, ни один из них больше не блеснул выдающимся достижением.

Знаменитое «спортсмэн купе» Кидстона в 2009 году принимало участие в конкурсе элегантности Пеббл-Бич в США.
DeHavilland Puss Moth – новинка 1931 года. На одном из таких самолетов удача отвернулась от коммандера Кидстона.

Подпишитесь на «За рулем» в