Хроника: Величайшее достижение русского гонщика

100 лет назад, 14 мая 1911 года русский гонщик Василий Солдатёнков пришел третьим в престижной гонке «Тарга Флорио»

Это был первый крупный успех русского гонщика, которого, впрочем, на Сицилии, где разыгрывалась памятная серебряная табличка графа Флорио, принимали за…немца. Возможно, оттого, что выступал русский на автомобиле Mercedes 14/30PS. Таков вот немец Базилио Солдатенкофф.

Василий Солдатёнков на старте 6-й гонки «Тарга Флорио» 14 мая 1911 года за рулем своего Mercedes 14/30PS. Второй слева от пилота – граф Флорио, а справа на переднем плане не менее уважаемая на Сицилии личность – граф Джузеппе Томази ди Лампедуза, автор романа Il Gattopardo, вошедшего в мировую литературу под названием «Леопард». Фото предоставлено Станиславом Кирильцом.

Во все времена автоспорт был занятием людей обеспеченных. Такой автомобиль, как у Солдатёнкова, стоил более 5000 рублей. В дореволюционной России спортсмены не ждали поддержки от клубов, обществ, высоких покровителей. Не было ни Осовиахим, ни ДОСААФ, ни РОСТО. Напротив, показывались достойные результаты. Третье место в мировом автоспорте российскому пилоту покорилось лишь недавно. И мы знаем, как зовут триумфатора – Виталий Петров. Сравнение, возможно, не совсем корректное, поскольку, повторимся, Солдатёнков стартовал за свои, а за Петрова заплатил российский налогоплательщик. Не совсем правильно сравнивать «Тарга Флорио» и «Формулу 1», поскольку с 1906 году у «формулы» уже был аналог – гонки «Большого приза». «Тарга» по идеологии все же ближе к современному ралли. Тем не менее, машины-соискатели «Гран-При» и машины «Тарга Флорио» конструктивно были очень близки.

Гонки по каменистым дорогам Сицилии – чрезвычайно пыльное дело. Кто-то, как, например, Винченцо Лянча, пользовался очками… Фото: Library of Congress

Василий Васильевич Солдатёнков родился в 1879 году. Он вышел из семьи зажиточных московских купцов и фабрикантов. За три года до блистательного выступления Базилио в «Тарга Флорио» по завещанию его двоюродного дяди, Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, скончавшегося в 1901 году, в столице началось строительсвто бесплатной лечебницы для всех сословий. Вот что об этом писала 22 июля 1908 года газета «Русское слово»:

«Вчера, в час дня, состоялась торжественная закладка здания городской бесплатной больницы имени К.Т. Солдатёнкова, на Ходынском поле, близ Николаевских казарм. На торжестве присутствовали московский градоначальник А.А.Адрианов, городской голова Н.И.Гучков, члены управы Л.Г.Урусов, М.И.Приклонский, гласные думы, городские инженеры и врачи...»

… а кто-то предпочитал кожаную маску. Фото: Library of Congress

Ныне эта клиника известна как Боткинская больница. Кстати, из-за странной нелюбви отечественных печатных изданий к букве «ё» фамилию гонщика произносят неправильно: Солдатенков. Хотя он именно Солдатёнков.

Большую часть жизни Василий Солдатёнков провел в Италии. В чине старшего лейтенанта флота он состоял на службе при Императорском Российском Посольстве в Риме. С молодости Василий Солдатёнков увлекался автомобилизмом, выступал на различных гонках в России, Италии, Франции. 18 июля 1904 года Солдатенков на автомобиле Richard-Brasier 40CV показал на мерном верстовом отрезке Волховского шоссе время 99,4 версты в час (101 км/ч) и стал, таким образом, первым, кто в России перешагнул за отметку 100 км/ч. Любопытно, что этот автомобиль носил имя собственное – Лина. Как признавался в своих воспоминаниях князь Феликс Юсупов, Солдатенков был тайно влюблен в итальянскую певицу Лину Кавальери. С Юсуповым, состоявшим в родстве с Романовыми и будущим соучастником убийства Распутина, Солдатёнков водил дружбу. Однажды даже доставил князя на гоночном авто из Парижа в Санкт-Петербург. О первом рекордном достижении Солдатёнкова мы рассказали. Второе, в том же месте и на той же дистанции он установит в 1912 году, на Renault 105/110CV типа «Гран При» – 146,56 км/ч. Автомобиль приобрел старший брат Василия, Александр. Машина была «с биографией» – в самом первом «Гран При» 1906 года на ней выступал выдающийся венгерский гонщик Ференц Шиш. Довольно часто репортеры тех лет ошибочно приписывали достижения младшего брата старшему.

Бронзовая медаль, врученная Солдатёнкову за третье место в «Тарга Флорио» 1911 года.

Среди успехов Василия Солдатёнкова за пределами России следует отметить победу в скоростных заездах в Вероне 19 марта 1907 года на машине Brasier 100 CV). Дистанцию 5 км он преодолел за 2 мин. и 10,4 с., а дистанцию 1 км за 26,4 с.

Словом, в мастерстве Солдатёнков не уступал пилотам, вышедшим на старт «Тарга Флорио» 1911 года. Первым дистанцию 446,469 км преодолел Эрнесто Чейрано на машине собственной разработки SCAT. Его средняя скорость составила 46,801 км/ч. Вторым шел Марио Кортезе на Lancia, автомобиле, спроектированном Винченцо Лянча специально для такого рода гонок. «Головка» гонки шла очень плотно, достаточно сказать, что Солдатёнков показал среднюю скорость 42,971 км/ч. Всю трассу ему приходилось идти в плотном облаке пыли, поднятом лидерами. Не помогала даже защитная маска, которую в ту пору использовали спортсмены. На финише Солдатёнкова пришлось госпитализировать с серьезной формой офтальмии – воспаления слизистой оболочки глаз.

Наталина (Лина) Кавальери, итальянское оперное сопрано (25.12.1874 – 7.02.1944 гг.), снимок 1906 года. Нетрудно понять, почему русский пилот к этому времени уже охладел к своей тайной страсти. Фото: Library of Congress

После октябрьского переворота 1917 года, Василий Васильевич Солдатёнков эмигрировал в Италию. Он скончался в Риме в 1944 году и похоронен на кладбище Тестаччо.

Выражаю признательность Станиславу Кирильцу за идею и наполнение этого материала.

Подпишитесь на «За рулем» в