Хроника: шестиколесная «формула»

35 лет назад, 13 июня 1976 года на Гран При Швеции в Андерторпе первое и второе места завоевали самые необычные гоночные автомобили за всю историю – шестиколесные Tyrrell P34.

Болид Tyrrell P34 выступал в сезонах 1976 и 1977 годов. Фото: www.autowp.ru

Известный британский автомобильный журналист Дэнис Дженкинсон вспоминал, как в сентябре 1975-го, сразу после этапа Формулы 1 в Монце, его неожиданно пригласил к себе домой, в Уэст Клэндон, владелец гоночной команды Tyrrell Кен Тиррел. Они выпили кофе, после чего Тиррел потащил журналиста в сад, где потом громко хохотал, наблюдая за реакцией от увиденного – на лужайке стоял прототип болида Формулы 1 с… шестью колесами!

Первый в истории Формулы 1 шестиколесник официально был представлен 22 сентября 1975 года в отеле Хилтон аэропорта Хитроу.

Прототип Tyrrell P34. В кокпите – пилот Патрик Депалье, возле машины Кен Тиррел и Дерек Гарднер (справа).

Болид был спроектирован выдающимся британским инженером Дереком Гарднером (19.9.31 – 7.01.2011 г.). Свою карьеру он начинал конструктором полноприводных трансмиссий известной британской фирмы Harry Ferguson Research (впервые внедрившей в автомобильную практику вязкостную муфту). Гарднер стал главным конструктором Tyrrell в 1970-м, и с его гением связаны наиболее громкие победы этой команды.

Идея применить счетверенные передние колеса небольшого диаметра пришла в тот период, когда шинные компании не могли предложить достойного решения в ответ на рост скоростей в Формуле 1. Помимо того, что маленькие 10-дюймовые шины призваны были снизить аэродинамическое сопротивление, они гораздо эффективнее противостояли аквапланированию, обеспечивая при этом большую площадь контакта с дорогой (по мокрой трассе передние колеса прокладывали «колею» второй паре). Повышалась и эффективность торможения – спереди стояли четыре дисковых механизма с гораздо меньшей склонностью к блокированию колес. Правда, пришлось придумать особый тройной главный цилиндр тормозной системы. Усложнение конструкции и увеличение массы рассматривались поначалу Гарднером как неизбежное зло на пути к совершенно новой конструкции болида. На практике оказалось, что «зло» непреодолимо. Goodyear никак не мог довести до ума специальные 10-дюймовые диагональные шины взамен радиальных шин Michelin. Да и сам болид был на редкость капризен. При этом на столько же заразен оказался пример Гарднера, поскольку буквально на следующий год шестиколесные болиды создали команды March, Williams, а также Ferrari. Первые применили на болиде две задних оси, третья предпочла установить на заднюю ось сдвоенные шины.

Рисунок-рентген прототипа Tyrrell P34, отличавшегося от серийной машины огромным «ухом» воздухозаборника. Автомобиль оснащался мотором Cosworth-Ford V8 рабочим объемом 2,993 куб.см. при 7000 об/мин. Масса болида в зависимости от сезон 595 – 620 кг. Источник: http://imagesnack.us/wernerbucher

Впервые болид Tyrrell P34 вышел на старт Гран-При Испании в Хараме 2 мая 1976 года, и результаты были обнадеживающими, несмотря на то, что и Джоди Шенкер, и Патрик Депалье сошли с дистанции. Однако уже в шведском Андерторпе эта парочка взяла реванш: Шенкер – первый, Депалье – второй.

Передок болида со снятым обтекателем. Можно рассмотреть шины Goodyear размерности 7,5/16-10. Характерная деталь: балансировочные грузики приклеены к ободу скотчем. Размерность задних шин: 16,2/26-13

Однако это был звездный час необычного болида. Спустя два года из Tyrrell ушел Дерек Гарднер, и таким образом Кен Тиррел лишился человека, до самой крайней минуты убеждавшего его продолжить эксперимент.

Подпишитесь на «За рулем» в