Хроника: BMW-328

Первый автомобиль вывел на трассу Эйфельских гонок на Нюрбургринге мировой рекордсмен-мотоциклист Эрнст Хенне. Несмотря на дождливый день, прототип установил новый рекорд трассы. 250-тысячная толпа зрителей ликовала.

То был год проведения в Германии летних Олимпийских игр. Этим играм предстояло продемонстрировать всему миру прогресс и процветание национал-социалистического государства во всех областях, в том числе и в автомобилизме. Идеологическую окраску придавали любому событию, так или иначе связанному с успехом немцев. Безусловно, BMW-328 явилась настоящим достижением компании из Айзенаха (автомобильное отделение BMW исторически квартировало в этом городке в Тюрингии). Разумеется, поздравляя с победой Эрнста Хенне и главного конструктора Фрица Фидлера, старались не вспоминать евреев, работавших в конструкторском бюро BMW. Эту печать молчания компания хранила до недавнего времени – возможно, в силу утраты значительной части архива, откуда можно было бы подчерпнуть достовеные сведения на этот счет. Архив после окончания Второй мировой войны остался в советской оккупационной зоне. Так или иначе, автором формы BMW-328 назывался Петер Шимановский, хотя на должность главного дизайнера компании BMW он заступил только в 1938 году. Сегодня в компании лишь аккуратно соглашаются, что слышали о версии одного из журналистов, будто облик BMW-328 создан евреем Куртом Иоахимсоном.

Двигатель автомобиля под одним из первых капотов аллигаторного типа.

Под стать внешности машины был и ее двигатель, спроектированный Фрицем Фидлером. Перед ним стояла задача увеличить мощность, сохранив освоенный производством чугунный блок. Наилучшим способом было применение алюминиевой головки цилиндров, причем не обычной, а с полусферическими камерами сгорания, обеспечивающими более эффективное завихрение и воспламенение смеси. Следовательно, и клапаны в такой камере должны были располагаться V-образно. В этих условиях было непросто обеспечить привод второго ряда клапанов единственным нижним распределительным валом, приспособленным под одностороннее расположение впускных и выпускных клапанов. Фидлер применил хитроумную систему из коромысел и толкающих штанг, тянущихся со стороны впускных клапанов к выпускным. Три карбюратора довершали это творение инженерной мысли, выдававшее при 1971 куб. см. рабочего объема 80 л.с. при 5000 об/мин. Этого BMW-328 сухой массой 830 кг хватало, чтобы развивать 150 км/ч. Легковесность 328-й объяснялась еще и очень легкой рамой из труб овального сечения.

Форма британского Jaguar XK120 1949 года навеяна силуэтом родстера BMW-328 Mille Miglia.

В 1936 году построили всего три BMW-328. Да и весь тираж машины оказался невелик: 463 экземпляра (по другим данным – 464). Неизвестно, учтены в их числе образцы, построенные в 1940 году для гонки Mille Miglia. Пять автомобилей, названных BMW-328MM с кузовами уникальной работы из алюминия и электрона (80-процентный магниевый сплав) оснащались моторами мощностью 135 л.с. и могли развить скорость до 200 км/ч. Также неясно, подсчитаны ли модели, собранные в Айзенахе уже после того, как город перешел под советское управление. Во всяком случае, ряд специальных гоночных машин с мотором BMW-328 был в это время построен.

В историю BMW-328 войдет как автомобиль с одним из наиболее запоминающихся обликов.

Подпишитесь на «За рулем» в