Хроника: первый русский автомобиль

115 лет назад, 19 июля (7 июля по старому стилю) 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде состоялась первая публичная демонстрация самодвижущегося экипажа А.Е. Яковлева и П.А. Фрезе.

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки, 1896 год. То самое знаменитое фото Максима Дмитриева. Предоставлено Дмитрием Дашко.

На демонстрации высочайше соизволили присутствовать Его Императорское Величество Николай Второй. Вот что писал «Нижегородский листок» от 20 июля 1896 года: «Осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор».

Ярмарки, выставки в ту пору были чрезвычайно популярны. На них свозили новейшие достижения в самых разных областях. Многие из новшеств воспринимались публикой скептически. За три дня до высочайшего визита будущий пролетарский писатель, а тогда репортер «Нижегородского листка» Максим Горький в одном из павильонов Нижегородской ярмарки, морщась, всматривается в кадры синема братьев Люмьер: «Вчера я был в царстве теней… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней».

Фрагмент задней обложки журнала «За рулем», №1 за 1983 год с изображением первого русского автомобиля позволит также ознакомиться с описанием этой машины. Художник – Александр Захаров.

Если светоч пролетарской мысли (кстати, погодок царя) Алексей Пешков не оценил значимости кинематографа, то можно ли обвинять в недальновидности российского императора? Государь был молод, недавно взошел на престол, и у него имелось немало более важных дел, чем знакомство с пролеткой, способной передвигаться самостоятельно. В частности, на ярмарке его внимание больше занимал павильон крымских вин. Словом, демонстрация первого русского автомобиля прошла для власти незамеченной.

Пропуск на Нижегородскую выставку Максима Петровича Дмитриева (1848 – 1948 гг.), с правом посещения всех мест, где будут находиться Их Императорские Величества. Фото: Wikipedia

Нижегородская ярмарка была крупнейшим событием такого рода в России. По совпадению, на мероприятии сопоставимого размаха – Чикагской всемирной выставке 1893 года – произошла встреча будущих создателей первого русского автомобиля Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. Первый являлся отставным лейтенантом военно-морского флота, владельцем машиностроительного, чугунного и меднолитейного завода в Петербурге, по адресу Б.Спасская ул., д.28. Второй – горный инженер, действительный статский советник – владел в Петербурге преуспевающей экипажной фабрикой (адрес: Эртелев пер., д.8). Совсем не совпадение, что на Чикагской всемирной выставке 1893 года присутствовал Готлиб Даймлер. Один из праотцов автомобиля привез в Чикаго экспозицию газовых двигателей.

Еще один пропуск, на этот раз выписанный Готлибу Даймлеру для посещения Чикагской всемирной выставки 1893 года.

Теоретически можно представить встречу собравшихся открыть новое дело Яковлева и Фрезе с опытным Даймлером, однако первый русский автомобиль оказался больше похож не на самодвижущийся экипаж Daimler-Motorwagen, а на машину его соперника Карла Бенца. В этом сходятся все эксперты, занимавшиеся исследованием русской конструкции. В частности, Валерий Иванович Дубовской, проделавший немалый объем исследовательской работы. В одном с Валерием Ивановичем можно поспорить: в качестве отправной точки при создании своей конструкции Яковлев и Фрезе выбрали не Benz Velo, а более крупную модель Benz Victoria.

Автомобиль Benz Victoria 1893 года, послуживший прототипом для первого русского автомобиля. Сравним габариты: 3200х1650х1750 мм (Benz Victoria) против 3200х1530х1440 мм («Яковлев и Фрезе») и колесную базу: 1650 мм и 1370 мм соответственно.

Впрочем, делать какие-либо выводы можно по единственной фотографии первого русского автомобиля. Других свидетельств о нем не сохранилось. Фотографию сделал известный нижегородский мастер Максим Петрович Дмитриев, имевший от полицмейстера официальное разрешение на запечатление посещения Государем Нижегородской выставки. Дмитриева считают основоположником жанра публицистической журналистики. Это был «Гиляровский от фотографии», с удивительной меткостью и выразительностью запечатлевавший поволжские типы. Приехав в 1877 году в Нижний Новгород из тамбовской глубинки, Дмитриев очень быстро освоился и спустя десять лет уже завел собственную фотомастерскую, которая пользовалась успехом среди горожан. На Нижегородской выставке 1896 года Дмитриев работал с универсальной дорожной складной фотокамерой, выпущенной московской мастерской «Н.К. Клячко и Д.П. Езучевский» – самым, пожалуй, компактным аппаратом в тот момент. Его размеры 84х71х84 см. Камера снимала на стеклянные фотопластинки 45х55 см. Удивительно, что среди огромного числа фотографий Дмитриева (часть из них хранится в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде, часть – в архиве Горьковской области) не обнаружено снимков посещения царем выставки 1896 года. Возможно, их изъяли у автора в 1930-е годы. Странно, получая разрешение на такую съемку, не сделать ни одного снимка? Сфотографировать первый русский автомобиль единственный раз, без его изобретателей, без высочайших особ – тоже выглядит странно. Косвенно на то, что снимков может обнаружиться еще несколько, указывает факт, что в рекламном «Иллюстрированном вестнике культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенном издателем Шустовым в сентябре 1900 года, помещено изображение автомобиля Яковлева и Фрезе, сделанное в том же месте, но с другого ракурса.

Подпишитесь на «За рулем» в