Хроника: любимый «рафик»

50 лет назад, в сентябре 1961 года, в Риге были построены первые микроавтобусы RAF-977Д «Латвия».

Репродукция из брошюры В/О «Автоэкспорт»

Репродукция из брошюры В/О «Автоэкспорт»Репродукция из брошюры В/О «Автоэкспорт»
Репродукция из брошюры В/О «Автоэкспорт»

Рижский опытный автобусный завод, или Rīgas eksperimentālā autobusu fabrika, позднее получивший известность как Rigas Autobus Fabrika, в сентябре 1961 года подготовил новую модель 10-местного микроавтобуса RAF-977Д «Латвия».

В тот период предприятие переезжало с улицы Тебрас на улицу Дунтес, в более просторные производственные помещения. Открывались возможности к расширению выпуска микроавтобусов, которые прежде изготавливались в небольших объемах.

Оформление рекламного проспекта РАФ-977, выполненное Светланой Мирзоян. Источник: http://retro-bus.ru

Оформление рекламного проспекта РАФ-977, выполненное Светланой Мирзоян. Источник: http://retro-bus.ruОформление рекламного проспекта РАФ-977, выполненное Светланой Мирзоян. Источник: http://retro-bus.ru
Оформление рекламного проспекта РАФ-977, выполненное Светланой Мирзоян. Источник: http://retro-bus.ru

Публика на выставках в Лондоне, Брюсселе, Женеве, Париже и не подозревала, в каких условиях разрабатывался и выпускался микроавтобус «Латвия». Конструкторский отдел REAF состоял всего из десяти инженеров. Главным конструктором был Дмитрий Моисеевич Шпекторов. Лабораторной базы не существовало, поэтому опытные образцы приходилось гонять для снятия замеров в Горький на ГАЗ.

Новые микроавтобусы попали на обложку журнала «За рулем» за январь 1962 года

Новые микроавтобусы попали на обложку журнала «За рулем» за январь 1962 годаНовые микроавтобусы попали на обложку журнала «За рулем» за январь 1962 года
Новые микроавтобусы попали на обложку журнала «За рулем» за январь 1962 года

Облик РАФ-977Д разработала Светлана Вагаршаковна Мирзоян, незадолго до этого распределившаяся в Ригу после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Светлана Вагаршаковна была единственным художником-конструктором на РАФе, поэтому занималась экстерьером, интерьером, разработкой символики и рекламных брошюр. До нее рижский микроавтобус (постройку первого экземпляра приурочили к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года) имел довольно странный вид. Светлана Мирзоян придумала автомобилю неброский, но очень запоминающийся образ.

Автобусы у ворот завода перед отъездом на испытания. По третьей машине (РАФ-977В) можно судить, насколько изменился облик новинки. Осень 1961 года

Автобусы у ворот завода перед отъездом на испытания. По третьей машине (РАФ-977В) можно судить, насколько изменился облик новинки. Осень 1961 годаАвтобусы у ворот завода перед отъездом на испытания. По третьей машине (РАФ-977В) можно судить, насколько изменился облик новинки. Осень 1961 года
Автобусы у ворот завода перед отъездом на испытания. По третьей машине (РАФ-977В) можно судить, насколько изменился облик новинки. Осень 1961 года

Внешне новинку отличало от предшественника РАФ-977В цельное гнутое лобовое стекло, а также форма облицовки воздухозаборника радиатора и расположение фар. Прежняя машина базировалась на узлах и агрегатах ГАЗ-20В «Победа», а новую перевели на базу ГАЗ-21 «Волга» (ведущий конструктор машины В.Силс). Кузов автомобиля получил усиленное, по сравнению с предшественником, основание.

В процессе испытаний новые микроавтобусы побывали в Ленинграде, Москве, Горьком, Харькове, Севастополе, Киеве. В качестве технички на части дистанции использовался пикап, переделанный из РАФ-977В

В процессе испытаний новые микроавтобусы побывали в Ленинграде, Москве, Горьком, Харькове, Севастополе, Киеве. В качестве технички на части дистанции использовался пикап, переделанный из РАФ-977ВВ процессе испытаний новые микроавтобусы побывали в Ленинграде, Москве, Горьком, Харькове, Севастополе, Киеве. В качестве технички на части дистанции использовался пикап, переделанный из РАФ-977В
В процессе испытаний новые микроавтобусы побывали в Ленинграде, Москве, Горьком, Харькове, Севастополе, Киеве. В качестве технички на части дистанции использовался пикап, переделанный из РАФ-977В

15 ноября 1961 года вышел приказ по заводу о начале пробеговых испытаний РАФ-977Д и его туристической модификации 977Е с плексигласовым прозрачным сдвижным люком в крыше (его конструировал инженер Э. Гринберг).

Опытный фургон РАФ-977 на территории НАМИ. Фото: www.autowp.ru

Опытный фургон РАФ-977 на территории НАМИ. Фото: www.autowp.ruОпытный фургон РАФ-977 на территории НАМИ. Фото: www.autowp.ru
Опытный фургон РАФ-977 на территории НАМИ. Фото: www.autowp.ru

Испытания проводились вплоть до ноября 1962 года. Хотя считается, что машина выпускалась серийно с осени 1961-го. Такое несоответствие объясняется просто: рижане обязались изготовить десять микроавтобусов в подарок XXII съезду КПСС (он открылся в Москве 17 октября 1961 года). Обещание выполнили. Такого рода «подарки съезду» являлись распространенным делом. При неблагоприятном развитии событий они тотчас расценивались как «очковтирательство». В случае с РАФом все обошлось. Завод продолжал делать старую модель — в середине декабря 1961-го вышел тысячный экземпляр.

Автопоезд РАФ-980-979 «Рига» перевозил гостей ВДНХ в Москве вплоть до 1980 года. Острословы прозвали его «Босоножкой»

Автопоезд РАФ-980-979 «Рига» перевозил гостей ВДНХ в Москве вплоть до 1980 года. Острословы прозвали его «Босоножкой»Автопоезд РАФ-980-979 «Рига» перевозил гостей ВДНХ в Москве вплоть до 1980 года. Острословы прозвали его «Босоножкой»
Автопоезд РАФ-980-979 «Рига» перевозил гостей ВДНХ в Москве вплоть до 1980 года. Острословы прозвали его «Босоножкой»

Серийное производство микроавтобуса РАФ-977Д началось только в мае 1962-го, по планам завод рассчитывал выпустить 1200 машин до конца года.

В 1962 году сборку РАФ-977Д пробовали наладить на автосборочном заводе в Луганске (УССР). Выпущено было всего около 30 машин ЛАРЗ-977 «Луганск». Фото: ЦДКФФА України ім. Г.С.Пшеничного, предоставлено Дмитрием Дашко

В 1962 году сборку РАФ-977Д пробовали наладить на автосборочном заводе в Луганске (УССР). Выпущено было всего около 30 машин ЛАРЗ-977 «Луганск». Фото: ЦДКФФА України ім. Г.С.Пшеничного, предоставлено Дмитрием ДашкоВ 1962 году сборку РАФ-977Д пробовали наладить на автосборочном заводе в Луганске (УССР). Выпущено было всего около 30 машин ЛАРЗ-977 «Луганск». Фото: ЦДКФФА України ім. Г.С.Пшеничного, предоставлено Дмитрием Дашко
В 1962 году сборку РАФ-977Д пробовали наладить на автосборочном заводе в Луганске (УССР). Выпущено было всего около 30 машин ЛАРЗ-977 «Луганск». Фото: ЦДКФФА України ім. Г.С.Пшеничного, предоставлено Дмитрием Дашко

Вместе с модификациями 977Д и 977Е был разработан автомобиль медицинской службы РАФ-977И, а также фургон РАФ-997К (в серию его запустили на Ереванском автозаводе).

В 1965-м микроавтобус подвергся первой модернизации — исчезли плексигласовые оконца в скатах крыши и гнутые стекла в задних углах кузова. Производство туристической модификации сочли нерентабельным и, сделав 302 экземпляра, свернули.

РАФ-977ДМ, репродукция «рентгена» из рекламного проспекта

РАФ-977ДМ, репродукция «рентгена» из рекламного проспектаРАФ-977ДМ, репродукция «рентгена» из рекламного проспекта
РАФ-977ДМ, репродукция «рентгена» из рекламного проспекта

В 1968 году технологические возможности предприятия позволили увеличить размеры боковых панелей и избавить кузов от частокола оконных переплетов. Теперь с каждой стороны было всего по четыре окна вместо прежних шести, появилась широкая дверь в пассажирский салон. Упростили конструкцию сидений, изменили планировку салона — мест стало 11. Усовершенствованная базовая модель получила индекс 977ДМ.

Специализированный автомобиль «Скорой медицинской помощи» РАФ-997ИМ

Специализированный автомобиль «Скорой медицинской помощи» РАФ-997ИМСпециализированный автомобиль «Скорой медицинской помощи» РАФ-997ИМ
Специализированный автомобиль «Скорой медицинской помощи» РАФ-997ИМ

Что касается модификаций, то среди них самой необычной был пассажирский автопоезд «Рига» (РАФ-980-979) на 64 посадочных места. Автопоезд использовали для подвоза пассажиров к трапу в аэропортах, а также на ВДНХ в Москве. Идея «Риги» принадлежит дизайнеру Светлане Мирзоян, которая, уже сменив место работы, создала несколько проектов аэродромного транспорта.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии