Хроника: падающая звезда

55 лет назад, 5 сентября 1956 года, газотурбинный болид Renault Etoile Filante установил мировой рекорд скорости — 308,9 км/ч.

Renault Etoile Filante перед установлением мирового рекорда

Renault Etoile Filante перед установлением мирового рекордаRenault Etoile Filante перед установлением мирового рекорда
Renault Etoile Filante перед установлением мирового рекорда

Идея автомобиля возникла не в компании Renault, а на заводе авиационных газотурбинных двигателей Turbomeca, чей основатель Жозеф Шидловски был озабочен расширением сферы применения своих изделий. С этой целью он обратился к президенту Renault Пьеру Лефоше. Лефоше вызвал главного конструктора Фернана Пикара, двигателиста Альбера Лори, испытателя Жана Эбера.

Французский вертолет Alouette оснащался таким же двигателем, что и рекордный Renault

Французский вертолет Alouette оснащался таким же двигателем, что и рекордный RenaultФранцузский вертолет Alouette оснащался таким же двигателем, что и рекордный Renault
Французский вертолет Alouette оснащался таким же двигателем, что и рекордный Renault

Они приняли решение установить на автомобильное шасси двигатель ТТ782, применяемый на вертолетах Alouette. Это был турбовальный силовой агрегат, развивавший 270 л.с. при 28000 об/мин. Его поместили в хвостовую часть очень компактной (длина 4,84 м, ширина 1,81 м, высота 0,99 м) и легкой (масса 950 кг) машины.

Устройство Renault Etoile Filante. Отвод газов от турбины — строго перпендикулярно оси движения, для чистоты эксперимента, чтобы раскаленная струя не создавала дополнительного реактивного эффекта.

Устройство Renault Etoile Filante. Отвод газов от турбины — строго перпендикулярно оси движения, для чистоты эксперимента, чтобы раскаленная струя не создавала дополнительного реактивного эффекта.Устройство Renault Etoile Filante. Отвод газов от турбины — строго перпендикулярно оси движения, для чистоты эксперимента, чтобы раскаленная струя не создавала дополнительного реактивного эффекта
Устройство Renault Etoile Filante. Отвод газов от турбины — строго перпендикулярно оси движения, для чистоты эксперимента, чтобы раскаленная струя не создавала дополнительного реактивного эффекта

В ее основе лежал трубчатый каркас, накрытый оболочкой из «полиэстера» (т.е. стеклопластика). Автомобиль получил романтическое название «Падающая звезда», или «Комета».

Жан Эбер за рулем Etoile Filante во время пробных заездов на треке Монлери, 1955 год

Жан Эбер за рулем Etoile Filante во время пробных заездов на треке Монлери, 1955 годЖан Эбер за рулем Etoile Filante во время пробных заездов на треке Монлери, 1955 год
Жан Эбер за рулем Etoile Filante во время пробных заездов на треке Монлери, 1955 год

После нескольких пробных заездов во Франции, на треке Монлери, группа специалистов Renault, возглавляемая Жаном Эбером, отправилась в США, в штат Юта, где на идеально ровной поверхности высохшего соляного озера Бонневиль (Мекке покорителей скоростных рекордов) в первых же заездах по и против направления ветра установили мировой рекорд скорости в классе автомобилей снаряженной массой до 1000 кг — 308,85 км/ч.

Жан Эбер — рекордсмен. Фото на память

Жан Эбер — рекордсмен. Фото на памятьЖан Эбер — рекордсмен. Фото на память
Жан Эбер — рекордсмен. Фото на память

Это достижение было побито в 1963 году московским рекордсменом Ильей Тихомировым с автомобилем «Пионер-2М» на соляном озере Баскунчак (310,280 км/ч).

Двойные стабилизаторы в кормовой части автомобиля

Двойные стабилизаторы в кормовой части автомобиляДвойные стабилизаторы в кормовой части автомобиля
Двойные стабилизаторы в кормовой части автомобиля
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии