Хроника: вело, мото, авто

125 лет назад, 9 сентября 1886 года в Риге была основана велосипедная мастерская Александра Лейтнера, одной из первых в России начавшая серийную сборку автомобилей.

Один из двух дошедших до наших дней мотовелосипедов «Россия» хранится в рижском Мотор-музее. Второй экземпляр – в московском Политехническом музее

В год, когда Карл Бенц и Готлиб Даймлер представили собственные самодвижущиеся экипажи, в городе Рига курляндский немец Александр Александрович Лейтнер снял помещение на улице Гертрудинской (теперь это улица Бривибас), нанял четырех рабочих и занялся изготовлением велосипедов.

Александр Александрович Лейтнер, российский промышленник (1869 – 1923 гг.)

Предприятие было зарегистрировано как «товарищество на вере» (т. е. акционерное общество) «Фабрика велосипедов «Россия» А. Лейтнера и Ко.».

Автомобиль «Россия», собранный из комплектующих завода Cudell, германского лицензиата французского завода De Dion-Bouton. Оснащен одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 0,5 л мощностью 3,5 л.с. Скорость – 35 км/ч. 1901 год

Это сегодня при слове «Рига» мы представляем увенчанные золотыми петухами шпили, извилистые улочки, ставшие декорациями для «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», тенистые бульвары - город с ресницами женщины и сердцем мужчины...

В пору, когда Рига считалась столицей Лифляндии, это был крупный промышленный центр. Достаточно сказать, что здесь действовало целых два вагоностроительных завода. Во время волнений 1905 года, вызванных экономическим кризисом в России, а не политическим прозрением масс, в чем нас долго убеждали, Рига пережила едва ли не самые крупные столкновения рабочих с полицией.

На улице Бривибас в Риге сохранились корпуса фабрики Лейтнера. Фото: Wikipedia

К слову, на рубеже столетий фабрика Лейтнера тоже представляла собой довольно крупное предприятие. По данным на 1 июля 1897 года, ее капитал составлял 100 000 рублей. На 200 станках 194 рабочих выпускали ежегодно по 1000 велосипедов.

Пожалуй, ни на одном здании в мире не сыскать столь необычного флюгера, какой крутится над фабрикой Лейтнера

Александр Александрович Лейтнер в равной степени интересовался разными средствами передвижения. Под маркой «Россия» он выпускал мотоциклеты, как тогда назывались двухколесные транспортные средства с мотором, и трициклы с немецкими моторами Fafnir, брался собирать автомобили Oldsmobile, De Dion Bouton, Fafnir. Первый публичный показ автомобиля Лейтнера состоялся в 1901 году в рамках Рижской промышленно-ремесленной выставки, причем машина была заявлена в каталоге как «первый автомобиль, все составные части которого изготовлены в России». На улице Alexanderstrasse, Александровской (Рига говорила на немецком, русском и латышском языках), у Лейтнера был магазин, продававший автомобили преимущественно германских марок – Adler, Dixi, NAG. А в 1910 году Лейтнер привез в Ригу аэроплан немецкого конструктора Ганса Граде.

Перед началом Первой мировой войны фабрика Лейтнера имела годовой оборот 400 000 рублей. На ней трудились 450 человек, которые выпускали по 8000 велосипедов и другой техники в год. Из-за приближения фронта к Риге 10 июля 1915 года был издан приказ об эвакуации предприятий города. 24 июля оборудование фабрики Лейтнера отправили сначала в Ревель (теперь – Таллин), а оттуда – в Харьков.

Реклама фабрики Лейтнера, предлагающая автомобили Leutner-Russia с немецким двигателем Fafnir и редким кузовом трипль-фаетон. Промышленник держал также автомобильный магазин. Рекламу предоставил Станислав Кирилец

На новом месте выпуск велосипедов возобновили (это были армейские складные машины «Боевой» по образцу московского завода «Дукс»), однако за автомобили более не брались. Фабрика Лейтнера положила основу Харьковскому велозаводу.

Что касаемо самого Александра Александровича, то его отношение к эвакуации осталось невыясненным. Известно, что с полпути он вернулся назад в Ригу, куда вскоре вошли части Германской императорской армии.

Выражаю признательность Станиславу Кирильцу за помощь в подготовке этого материала.

Подпишитесь на «За рулем» в