Хроника: советский с «гидропневматикой»

50 лет назад, 14 сентября 1961 года, на Белорусском автозаводе в городе Жодино собрали первый отечественный автомобиль с гидропневматической подвеской — самосвал БелАЗ-540.

Опытный образец БелАЗ-540 на иллюстрации художника Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции „За рулем“»

Опытный образец БелАЗ-540 на иллюстрации художника Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции „За рулем“»Опытный образец БелАЗ-540 на иллюстрации художника Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции „За рулем“»
Опытный образец БелАЗ-540 на иллюстрации художника Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции „За рулем“»

Как явствовало из инструкции, БелАЗ-540, БелАЗ-540А и БелАЗ-548А «представляют собой специализированные карьерные автомобили большой грузоподъемности, работающие в комплексе с экскаваторами, имеющими емкость ковша 4–6 куб. м».

Утро в экспериментальном цеху. Опытный образец БелАЗ-540 собрали в ночную смену

Утро в экспериментальном цеху. Опытный образец БелАЗ-540 собрали в ночную сменуУтро в экспериментальном цеху. Опытный образец БелАЗ-540 собрали в ночную смену
Утро в экспериментальном цеху. Опытный образец БелАЗ-540 собрали в ночную смену

Эти самосвалы несли в себе целый ряд принципиальных новшеств, закрепленных несколькими десятками авторских свидетельств. Впервые в отечественной практике на автомобиль была установлена гидропневматическая подвеска (образец легкового Citroen DS с подвеской такого типа прошел испытания в НАМИ). Причем подвеска была предельно унифицирована — на 40-тоннике БелАЗ-548А устанавливалось шесть пневмогидравлических цилиндров, а на 27-тоннике БелАЗ-540 — четыре.

Эталонный образец, подготовленный к отправке на ярмарку в Лейпциг, 1966 год

Эталонный образец, подготовленный к отправке на ярмарку в Лейпциг, 1966 годЭталонный образец, подготовленный к отправке на ярмарку в Лейпциг, 1966 год
Эталонный образец, подготовленный к отправке на ярмарку в Лейпциг, 1966 год

Внешний вид самосвалов разработал художник-конструктор Валентин Кобылинский, до этого работавший в НАМИ. Эту работу по праву можно отнести к мировым достижениям в области промышленной эстетики. Вот как ее оценивали современники Кобылинского: «Смело введен элемент асимметрии — кабина смещена в одну сторону, а проходной мостик с поручнем — в другую. Такой уравновешенный элемент асимметрии смягчает могучую форму, а ее пластика становится богаче и выразительнее благодаря чередованию сочных теней и света». (Ю.С. Сомов, «Композиция в технике»)

Главный конструктор Заля Львович Сироткин, под руководством которого создался самосвал

Главный конструктор Заля Львович Сироткин, под руководством которого создался самосвалГлавный конструктор Заля Львович Сироткин, под руководством которого создался самосвал
Главный конструктор Заля Львович Сироткин, под руководством которого создался самосвал

Первоначально замысел не был выражен настолько ярко, как он проявился на серийных самосвалах 1965 года.

Серийный выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года. Сначала автомобиль оснащался двигателем Д12А-375Б (V12, 38,8 л, 375 л.с.), представлявшим собой «конверсию» знаменитого танкового дизеля В-2. В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БелАЗ-540А, оснащенных более экономичным и ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л.с.)

Серийный выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года. Сначала автомобиль оснащался двигателем Д12А-375Б (V12, 38,8 л, 375 л.с.), представлявшим собой «конверсию» знаменитого танкового дизеля В-2. В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БелАЗ-540А, оснащенных более экономичным и ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л.с.)Серийный выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года. Сначала автомобиль оснащался двигателем Д12А-375Б (V12, 38,8 л, 375 л.с.), представлявшим собой «конверсию» знаменитого танкового дизеля В-2. В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БелАЗ-540А, оснащенных более экономичным и ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л.с.)
Серийный выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года. Сначала автомобиль оснащался двигателем Д12А-375Б (V12, 38,8 л, 375 л.с.), представлявшим собой «конверсию» знаменитого танкового дизеля В-2. В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БелАЗ-540А, оснащенных более экономичным и ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л.с.)

Кобылинский оснастил свою разработку эффектными спаренными фарами, помещенными в прямоугольные плафоны. В процессе подготовки производства технологи, как частенько случалось, упростили форму — тот редкий случай, когда самосвалу это пошло только на пользу.

Конвейер самосвалов БелАЗ-540 состоял из 17 сборочных постов. Прежде на БелАЗе тоже собирали самосвалы МАЗ-525 на конвейере, но это был напольный тележный конвейер без принудительного ритма — такой, каким его опробовали еще на заводе Oldsmobile в 1901 году

Конвейер самосвалов БелАЗ-540 состоял из 17 сборочных постов. Прежде на БелАЗе тоже собирали самосвалы МАЗ-525 на конвейере, но это был напольный тележный конвейер без принудительного ритма — такой, каким его опробовали еще на заводе Oldsmobile в 1901 годуКонвейер самосвалов БелАЗ-540 состоял из 17 сборочных постов. Прежде на БелАЗе тоже собирали самосвалы МАЗ-525 на конвейере, но это был напольный тележный конвейер без принудительного ритма — такой, каким его опробовали еще на заводе Oldsmobile в 1901 году
Конвейер самосвалов БелАЗ-540 состоял из 17 сборочных постов. Прежде на БелАЗе тоже собирали самосвалы МАЗ-525 на конвейере, но это был напольный тележный конвейер без принудительного ритма — такой, каким его опробовали еще на заводе Oldsmobile в 1901 году

Асимметрия в дизайне обуславливалась компоновочными соображениями. Кабина располагалась слева от силового агрегата. Из-за «плотной» компоновки самосвал стал более чем на метр короче предшественника МАЗ-525, радиус поворота сократился с 12 до 8,3 м.

Почтовая марка с изображением автомобиля, 1971 г. Сравнив два экземпляра, заодно можно оценить и уровень советской полиграфии, допускавшей заметные расхождения по насыщенности печати в тираже государственных знаков почтовой оплаты

Почтовая марка с изображением автомобиля, 1971 г. Сравнив два экземпляра, заодно можно оценить и уровень советской полиграфии, допускавшей заметные расхождения по насыщенности печати в тираже государственных знаков почтовой оплатыПочтовая марка с изображением автомобиля, 1971 г. Сравнив два экземпляра, заодно можно оценить и уровень советской полиграфии, допускавшей заметные расхождения по насыщенности печати в тираже государственных знаков почтовой оплаты
Почтовая марка с изображением автомобиля, 1971 г. Сравнив два экземпляра, заодно можно оценить и уровень советской полиграфии, допускавшей заметные расхождения по насыщенности печати в тираже государственных знаков почтовой оплаты

На каждую тонну грузоподъемности, как сообщал в интервью корреспонденту журнала «Наука и жизнь» главный конструктор завода БелАЗ Заля Львович Сироткин, удалось сэкономить около 200 кг собственного веса автомобиля.

Передняя подвеска самосвалов БелАЗ-540, 540А и 548А. 1 — нижняя продольная штанга; 2 — верхняя продольная штанга; 3 — гидропневматический цилиндр подвески; 4 — передняя ось. Поперечная штанга на виде не показана

Передняя подвеска самосвалов БелАЗ-540, 540А и 548А. 1 — нижняя продольная штанга; 2 — верхняя продольная штанга; 3 — гидропневматический цилиндр подвески; 4 — передняя ось. Поперечная штанга на виде не показанаПередняя подвеска самосвалов БелАЗ-540, 540А и 548А. 1 — нижняя продольная штанга; 2 — верхняя продольная штанга; 3 — гидропневматический цилиндр подвески; 4 — передняя ось. Поперечная штанга на виде не показана
Передняя подвеска самосвалов БелАЗ-540, 540А и 548А. 1 — нижняя продольная штанга; 2 — верхняя продольная штанга; 3 — гидропневматический цилиндр подвески; 4 — передняя ось. Поперечная штанга на виде не показана

Первенца собрали в ночь на 14 сентября 1961 года — машину готовили в качестве пресловутого «подарка съезду». На носу был XXII съезд КПСС. Девятого апреля 1962 года первый образец БелАЗ-540 поступил в опытную эксплуатацию в карьер Раздольского сернохимического комбината.

Художник-конструктор В.С.Кобылинский (слева) обсуждает с инженерами внешний вид БелАЗ-540

Художник-конструктор В.С.Кобылинский (слева) обсуждает с инженерами внешний вид БелАЗ-540Художник-конструктор В.С.Кобылинский (слева) обсуждает с инженерами внешний вид БелАЗ-540
Художник-конструктор В.С.Кобылинский (слева) обсуждает с инженерами внешний вид БелАЗ-540

Как водится, путь к серийному производству затянулся. За это время конструкторы расширили семейство БелАЗ-540 за счет автопоезда повышенной грузоподъемности, уникального дизель-троллейвоза. Был создан также самосвал с удлиненной базой БелАЗ-548А, вмещавший не 27, а 40 т груза.

0Ни одна крупная стройка не обходилась без участия БелАЗ-540

0Ни одна крупная стройка не обходилась без участия БелАЗ-5400Ни одна крупная стройка не обходилась без участия БелАЗ-540
0Ни одна крупная стройка не обходилась без участия БелАЗ-540

На заводе смонтировали уникальный конвейер для сборки тяжеловозов. Производство БелАЗ-540 началось в 1965 году.

Северокорейский «клон» БелАЗ-540 и 548А- самосвал Сынри-Консор и Сынри-Кымсунсанг

Северокорейский «клон» БелАЗ-540 и 548А- самосвал Сынри-Консор и Сынри-КымсунсангСеверокорейский «клон» БелАЗ-540 и 548А- самосвал Сынри-Консор и Сынри-Кымсунсанг
Северокорейский «клон» БелАЗ-540 и 548А- самосвал Сынри-Консор и Сынри-Кымсунсанг

На самосвалы нового семейства заслуженно посыпались награды. В феврале 1965 года БелАЗ-540 был удостоен золотой медали Лейпцигской ярмарки. В сентябре 1966 года БелАЗ-540 получил «золото» Пловдивской ярмарки.

Хотя у нас и не проводилось автосалонов, выпадали и другие поводы зримо гордиться достижениями отечественного автопрома. БелАЗ-540 на Московском празднике автомобилистов 1966 года

Хотя у нас и не проводилось автосалонов, выпадали и другие поводы зримо гордиться достижениями отечественного автопрома. БелАЗ-540 на Московском празднике автомобилистов 1966 годаХотя у нас и не проводилось автосалонов, выпадали и другие поводы зримо гордиться достижениями отечественного автопрома. БелАЗ-540 на Московском празднике автомобилистов 1966 года
Хотя у нас и не проводилось автосалонов, выпадали и другие поводы зримо гордиться достижениями отечественного автопрома. БелАЗ-540 на Московском празднике автомобилистов 1966 года

Решением государственной аттестационной комиссии 20 июня 1967 года самосвалу БелАЗ-540А присвоен «Знак качества». 10 марта 1967 года была вручена медаль Лейпцигской ярмарки сорокатоннику БелАЗ-548А.

Самосвал БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 т — развитие БелАЗ-538А (БелАЗ-7522 — преемник 540А). В 1985 году автомобили были усовершенствованы и получили четырехзначный индекс согласно новому ГОСТу

Самосвал БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 т — развитие БелАЗ-538А (БелАЗ-7522 — преемник 540А). В 1985 году автомобили были усовершенствованы и получили четырехзначный индекс согласно новому ГОСТуСамосвал БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 т — развитие БелАЗ-538А (БелАЗ-7522 — преемник 540А). В 1985 году автомобили были усовершенствованы и получили четырехзначный индекс согласно новому ГОСТу
Самосвал БелАЗ-7523 грузоподъемностью 42 т — развитие БелАЗ-538А (БелАЗ-7522 — преемник 540А). В 1985 году автомобили были усовершенствованы и получили четырехзначный индекс согласно новому ГОСТу

Об объемах производства самосвалов на Белорусском автозаводе можно было судить по косвенным данным (статистика производства грузовых автомобилей в СССР была засекречена). Так, 17 декабря 1976 года завод рапортовал о сдаче 25-тысячного БелАЗ-540А. Столько тяжеловозов не выпускало ни одно предприятие в мире.

В 1989 году американская Global Technology Group закупила 25 самосвалов БелАЗ-7523

В 1989 году американская Global Technology Group закупила 25 самосвалов БелАЗ-7523В 1989 году американская Global Technology Group закупила 25 самосвалов БелАЗ-7523
В 1989 году американская Global Technology Group закупила 25 самосвалов БелАЗ-7523
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии