90 лет назад, 23 сентября 1921 года, в Берлине открылся международный автосалон, и одной из наиболее ярких его новинок стал каплевидный автомобиль Румплера.

Rumpler Tropfenwagen в экспозиции Deutsches Museum Verkehrszentrum в Мюнхене

Rumpler Tropfenwagen в экспозиции Deutsches Museum Verkehrszentrum в Мюнхене

Rumpler Tropfenwagen в экспозиции Deutsches Museum Verkehrszentrum в Мюнхене

Международный салон Internationale Automobil-Ausstellung открылся в берлинском выставочном зале Кайзердамм. Это была первая автомобильная выставка после войны, которую Германия проиграла. Огромные людские потери, развал империи, неподъемные репарации – все это служило фоном IAA. Однако была ли это выставка униженных и оскорбленных? Наоборот, Германия всячески показывала, что взамен авиационной, судостроительной и военной промышленности новым «локомотивом экономики» выбрано производство автомобилей.

Конструктор Эдмунд Румплер (слева) возле семиместного варианта Tropfenwagen

Конструктор Эдмунд Румплер (слева) возле семиместного варианта Tropfenwagen

Конструктор Эдмунд Румплер (слева) возле семиместного варианта Tropfenwagen

Из 67 экспонатов выставки Rumpler Tropfenwagen выделялся не столько экстравагантностью (одноколейный Mauser бывшего оружейного завода смотрелся куда страннее), сколько техническими решениями, заглядывающими в далекое будущее.

Rumpler Tropfenwagen 1921 года на рисунке Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции «За рулем»»

Rumpler Tropfenwagen 1921 года на рисунке Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции «За рулем»»

Rumpler Tropfenwagen 1921 года на рисунке Александра Захарова для исторической серии «Из коллекции «За рулем»»

Посудите сами: подчиненная законам аэродинамики форма, штампованное несущее основание кузова, однообъемная компоновка, W-образный двигатель с верхними клапанами, гнутые стекла, штампованные металлические колеса, две «запаски» уложены в кузове, номерные знаки подсвечиваются…

Эдмунд Румплер (4.1.1872 – 7.9.1940 гг.) был известен прежде всего как выдающийся авиаконструктор. Однако не следует забывать его вклада в автомобилестроение – патент на объединение двигателя и коробки передач в силовой агрегат, изобретение подвески с качающимися полуосями. Родившийся в Вене, Румплер был дружен с Гансом Ледвинкой и Фердинандом Порше. Некоторые решения, использованные на Tatra и Volkswagen, перекликаются с теми, что можно найти в Tropfenwagen

Эдмунд Румплер (4.1.1872 – 7.9.1940 гг.) был известен прежде всего как выдающийся авиаконструктор. Однако не следует забывать его вклада в автомобилестроение – патент на объединение двигателя и коробки передач в силовой агрегат, изобретение подвески с качающимися полуосями. Родившийся в Вене, Румплер был дружен с Гансом Ледвинкой и Фердинандом Порше. Некоторые решения, использованные на Tatra и Volkswagen, перекликаются с теми, что можно найти в Tropfenwagen

Эдмунд Румплер (4.1.1872 – 7.9.1940 гг.) был известен прежде всего как выдающийся авиаконструктор. Однако не следует забывать его вклада в автомобилестроение – патент на объединение двигателя и коробки передач в силовой агрегат, изобретение подвески с качающимися полуосями. Родившийся в Вене, Румплер был дружен с Гансом Ледвинкой и Фердинандом Порше. Некоторые решения, использованные на Tatra и Volkswagen, перекликаются с теми, что можно найти в Tropfenwagen

Все потому, что Эдмунд Румплер был авиационный конструктор, свободный от довлевших над автомобильными инженерами стереотипов. Tropfenwagen – каплеобразный автомобиль, подчиненный стихии, с которой Румплер был прекрасно знаком. В его патентной заявке значилось: «уменьшение пылеобразования и сопротивления воздуха при движении автомобиля».

Общая компоновка Tropfenwagen с открытым кузовом. Обращает на себя внимание центральное расположение водителя, передний мост, закрепленный консольно на продольных полуэллиптических рессорах (типа кантилевер), необычно щедрое оснащение светотехникой (фара, прожектор и габаритные огни). Передние рессоры в машине – неравной длины. Если рассматривать рессору как упругий стержень с заделкой, то, разумеется, плечо приложения силы относительно заделки у обоих пакетов листов одинаково. Однако эластичность у правого пакета должна быть все же несколько выше, чем у левого

Общая компоновка Tropfenwagen с открытым кузовом. Обращает на себя внимание центральное расположение водителя, передний мост, закрепленный консольно на продольных полуэллиптических рессорах (типа кантилевер), необычно щедрое оснащение светотехникой (фара, прожектор и габаритные огни). Передние рессоры в машине – неравной длины. Если рассматривать рессору как упругий стержень с заделкой, то, разумеется, плечо приложения силы относительно заделки у обоих пакетов листов одинаково. Однако эластичность у правого пакета должна быть все же несколько выше, чем у левого

Общая компоновка Tropfenwagen с открытым кузовом. Обращает на себя внимание центральное расположение водителя, передний мост, закрепленный консольно на продольных полуэллиптических рессорах (типа кантилевер), необычно щедрое оснащение светотехникой (фара, прожектор и габаритные огни). Передние рессоры в машине – неравной длины. Если рассматривать рессору как упругий стержень с заделкой, то, разумеется, плечо приложения силы относительно заделки у обоих пакетов листов одинаково. Однако эластичность у правого пакета должна быть все же несколько выше, чем у левого

Остальное получилось как-то само собой – и независимая подвеска ведущих колес, и объединенные в узел веерообразный шестицилиндровый двигатель и коробка передач, и помещенное в теле маховика компактное многодисковое сцепление.

Поперечный разрез шестицилиндрового двигателя Румплера (2580 куб. см, 36 л.с. при 2000 об/мин). Газораспределительный механизм – штанговый, с тремя нижними распределительными валами, приводимыми шестерней от коленвала. Моторы для Румплера строила фирма Siemens und Halske AG

Поперечный разрез шестицилиндрового двигателя Румплера (2580 куб. см, 36 л.с. при 2000 об/мин). Газораспределительный механизм – штанговый, с тремя нижними распределительными валами, приводимыми шестерней от коленвала. Моторы для Румплера строила фирма Siemens und Halske AG

Поперечный разрез шестицилиндрового двигателя Румплера (2580 куб. см, 36 л.с. при 2000 об/мин). Газораспределительный механизм – штанговый, с тремя нижними распределительными валами, приводимыми шестерней от коленвала. Моторы для Румплера строила фирма Siemens und Halske AG

Кстати, в 1979 году в рамках обширной работы по созданию нового поколения автомобилей исследователи из концерна Volkswagen AG поместили Tropfenwagen в аэродинамическую трубу. Коэффициент лобового сопротивления оказался равен 0,28!

Рабочее место водителя Tropfenwagen. Румплер играл не по правилам: там, где полагалось царить роскоши, властвовал авиационный аскетизм.

Рабочее место водителя Tropfenwagen. Румплер играл не по правилам: там, где полагалось царить роскоши, властвовал авиационный аскетизм.

Рабочее место водителя Tropfenwagen. Румплер играл не по правилам: там, где полагалось царить роскоши, властвовал авиационный аскетизм.

Немцы встретили новинку настороженно. Необычный автомобиль имел проблемы с управляемостью и терморегуляцией (радиатор располагался в хвостовой части кузова). Всего удалось продать порядка сотни «каплемобилей», причем большую часть – берлинским таксистам.

Охлаждение двигателя Tropfenwagen осложнялось его обтекаемой формой – воздухозаборники находились в зоне разрежения. Задние номерные знаки – плексигласовые, подсвечиваются изнутри. Фото публикуется с разрешения Deutsches Museum Verkehrszentrum

Охлаждение двигателя Tropfenwagen осложнялось его обтекаемой формой – воздухозаборники находились в зоне разрежения. Задние номерные знаки – плексигласовые, подсвечиваются изнутри. Фото публикуется с разрешения Deutsches Museum Verkehrszentrum

Охлаждение двигателя Tropfenwagen осложнялось его обтекаемой формой – воздухозаборники находились в зоне разрежения. Задние номерные знаки – плексигласовые, подсвечиваются изнутри. Фото публикуется с разрешения Deutsches Museum Verkehrszentrum

Возможно, о Rumpler Tropfenwagen мы и не вспоминали бы сегодня (кто помнит автомобили Grade, Koco, Mauser?) если бы не гений германского кинематографа Фриц Ланг и его «Метрополис» (1927 г.). Действие фильма-утопии разворачивается в урбанистических декорациях, герои облачены в фантастические костюмы. И автомобиль потребовался соответствующий, «не от мира сего» – Tropfenwagen. Увы, это не был первый в истории случай product-placement – берлинский завод Румплера уже два года как не строил Tropfenwagen. В финале фильма угнетенный пролетариат поднимает бунт, и в пламени костров, почти как Жанна д’Арк, сгорают «румплеры».

Испытания, проведенные в 1979 году в трубе фирмы Volkswagen, показали следующие результаты: при площади поперечного сечения А=2,57 кв. м и длине 4950 мм коэффициент Cx=0,28. Фото: Volkswagen AG

Испытания, проведенные в 1979 году в трубе фирмы Volkswagen, показали следующие результаты: при площади поперечного сечения А=2,57 кв. м и длине 4950 мм коэффициент Cx=0,28. Фото: Volkswagen AG

Испытания, проведенные в 1979 году в трубе фирмы Volkswagen, показали следующие результаты: при площади поперечного сечения А=2,57 кв. м и длине 4950 мм коэффициент Cx=0,28. Фото: Volkswagen AG

Судьба самого Румплера сложилась непросто. Несколько других его проектов оказались невостребованными. Ему, еврею, довелось жить в атмосфере нетерпимости, царившей в Третьем рейхе. Самому Румплеру покровительствовал Геринг, поэтому авиаконструктора старались не трогать. Однако его жене пришлось уехать из страны.

Рекламный плакат фильма «Метрополис» (кинокомпания UFA, режиссер Фриц Ланг, 1927 г.)

Рекламный плакат фильма «Метрополис» (кинокомпания UFA, режиссер Фриц Ланг, 1927 г.)

Рекламный плакат фильма «Метрополис» (кинокомпания UFA, режиссер Фриц Ланг, 1927 г.)

Умер Румплер в 1940 году – от сердечного приступа. Впрочем, существует и драматичная версия его ухода. Будто бы, спасаясь от налета британской авиации, Румплер вышел из своей виллы в парк (полагая, что вилла – хорошая мишень для бомбежки). Бомба не попала в виллу, а разорвалась в парке.

Одна из финальных сцен фильма «Метрополис», выдержанного в духе дремучего европейского средневековья

Одна из финальных сцен фильма «Метрополис», выдержанного в духе дремучего европейского средневековья

Одна из финальных сцен фильма «Метрополис», выдержанного в духе дремучего европейского средневековья

Стоит отметить, что среди экспонатов выставки IAA 1921 года был и автомобиль другого известного германского авиаконструктора, Ганса Граде (17.05.1879 – 22.11.1946 гг.). Машина Граде внешне перекликается с Trophenwagen. Но Граде оказался не в пример удачливее – выпустил около тысячи машин.

Экспериментальный переднеприводный (!) грузовик Rumpler RuV 1931 года получил двигатель Maybach V12 мощностью 150 л.с. Грузоподъемность – 5 т, скорость – до 100 км/ч. Построенный в единственном экземпляре, грузовик использовался издательством Ullstein для доставки крупных партий газеты «Берлинер Моргенпост». Фото: Bundesarchiv

Экспериментальный переднеприводный (!) грузовик Rumpler RuV 1931 года получил двигатель Maybach V12 мощностью 150 л.с. Грузоподъемность – 5 т, скорость – до 100 км/ч. Построенный в единственном экземпляре, грузовик использовался издательством Ullstein для доставки крупных партий газеты «Берлинер Моргенпост». Фото: Bundesarchiv

Экспериментальный переднеприводный (!) грузовик Rumpler RuV 1931 года получил двигатель Maybach V12 мощностью 150 л.с. Грузоподъемность – 5 т, скорость – до 100 км/ч. Построенный в единственном экземпляре, грузовик использовался издательством Ullstein для доставки крупных партий газеты «Берлинер Моргенпост». Фото: Bundesarchiv

В последующие пять лет выставка не проводилась – в Германии разразился тяжелейший экономический кризис.

Представленный на Берлинском IAA в 1921 году автомобиль Grade F1 также имел штампованное несущее днище, однако мотор располагался спереди. Коробка передач отсутствовала – ее заменяла фрикционная передача из установленных под углом 90 градусов вращающихся дисков. Один находился на хвостовике идущего от двигателя вала, другой перемещался поперек на ведомом валу. Изменение плеча обкатки меняло передаточное отношение

Представленный на Берлинском IAA в 1921 году автомобиль Grade F1 также имел штампованное несущее днище, однако мотор располагался спереди. Коробка передач отсутствовала – ее заменяла фрикционная передача из установленных под углом 90 градусов вращающихся дисков. Один находился на хвостовике идущего от двигателя вала, другой перемещался поперек на ведомом валу. Изменение плеча обкатки меняло передаточное отношение

Представленный на Берлинском IAA в 1921 году автомобиль Grade F1 также имел штампованное несущее днище, однако мотор располагался спереди. Коробка передач отсутствовала – ее заменяла фрикционная передача из установленных под углом 90 градусов вращающихся дисков. Один находился на хвостовике идущего от двигателя вала, другой перемещался поперек на ведомом валу. Изменение плеча обкатки меняло передаточное отношение