Хроника: День рождения Роберта Боша

150 лет назад, 23 сентября 1861 года, родился Роберт Бош, электротехник, основатель известнейшей на весь мир компании по производству автомобильного электрооборудования.

Рекламный плакат свечей зажигания Bosch 1913 года. Автор – выдающийся германский график Люциан Бернхард (15.3.1883 – 29.5.1972 гг.)

В семье, где появился на свет Роберт Бош, он был одиннадцатым ребенком. Отец Роберта держал гостиницы «Орел» (приданое жены) и «Корона» (наследство деда) и владел пивоварней. Интересная деталь: за проезд по собственному участку земли отец Роберта взимал с других пошлину.

Роберт Бош, снимок 1890 года. Велосипед Боша стал притчей во языцех – на нем владелец в будущем одной из самых крупных электротехнических фирм в мире ездил к клиентам

От отца к сыну перешло увлечение чтением, предприимчивость и страсть к механизмам. После обучения Роберт Бош добровольно пошел на военную службу, чтобы расширить свои познания в современной технике. Он служил в инженерном батальоне и демобилизовался в октябре 1882 года в звании унтер-офицера и офицер-аспиранта. Он уже задумывается о собственном деле.

Первое магнето Bosch для стационарного ДВС, 1887 г.

И вот 15 ноября 1886 года в Штутгарте он открывает Werkstätte für Feinmechanik und Elektrotechnik, «Мастерскую точной механики и электротехники». Он следует буквально по пятам германских пионеров автомобилизма, которые, впрочем, и не ведают о том, что вскоре не смогут обходиться без Robert Bosch GmbH.

Еще одна работа Бернхарда – на этот раз автомобильной системы освещения

В 1887 году Бош запускает в производство первое магнето для стационарных двигателей внутреннего сгорания. Проблема заключается в том, чтобы создавать напряжение, достаточное для возникновения искры, при высоких оборотах – а они у новых конструкций ДВС с каждым годом были все больше и больше.

Директора предприятия Bosch Густав Кляйн, Готлоб Хонолд, Эрнст Ульмер и Арнольд Цехингер в автомобиле Renault, оснащенном новым электрооборудованием Bosch

Знаний не хватает, и в 1894 году Бош посещает лекции в Высшей технической школе Штутгарта. В 1910 году Школа получит миллион рейхсмарок в качестве признательности за науку. Новшества внедряются одно за другим: низковольтное магнето для автомобильных моторов (1897 г.), высоковольтное магнето (1902 г.), масляный насос (1909 г.), система электрического освещения (1913 г.).

Новая фабрика Bosch в Фейербахе, 1915 г.

Бош много занимался благотворительностью – строил больницы, субсидировал фонды. Руководство Третьего Рейха рассматривало возможность использования связей Боша для переговоров о мире с англичанами.

В начале ХХ века продукция Бош была представлена во многих странах мира, в том числе Японии и России. Фото из собрания Ивана Баранцева

Сенсация автосалона IAA 1921 года – Bosch-Horn, электромагнитный автомобильный сигнал

Подпишитесь на «За рулем» в