Хроника: подушка безопасности

60 лет назад, 6 октября 1951 года была подана первая заявка на получение патента на автомобильную подушку безопасности.

Испытания пассажирских подушек безопасности на заводе Daimler-Benz AG, 1968 год

Испытания пассажирских подушек безопасности на заводе Daimler-Benz AG, 1968 годИспытания пассажирских подушек безопасности на заводе Daimler-Benz AG, 1968 год
Испытания пассажирских подушек безопасности на заводе Daimler-Benz AG, 1968 год

Когда речь заходит о крупном изобретении, обязательно находится сторона, оспаривающая первенство новатора. Вот и с инженером из Мюнхена Вальтером Линдерером такая же история. Свою заявку на «устройство, защищающее находящихся в автомобиле людей от травм при столкновении», инженер подал 6 октября 1951 года. Однако Patentschrift 896312 Германского патентного ведомства был выдан Линдереру только 1 октября 1953 года. За это время примерный американский семьянин, служащий военно-морского флота США Джон Хетрик успел угодить в аварию вместе со всей семьей и — счастливо отделавшись — придумал аналогичное устройство, «безопасную подушку, встраиваемую в автомобиль», на что получил в 1953 году US patent 2649311. Кстати, в патенте американца устройство называется cushion, то есть именно «подушка». Доподлинно неизвестно, кто первым ввел в обиход термин airbag — «воздушный мешок».

Справедливо, что устройство Линдерера предполагало наличие камеры со сжатым воздухом и клапаны, через которые по команде электроники воздух наполнял сложенный под обивкой мешок из плотной материи. В таком виде подушка срабатывала слишком медленно, пассажир успевал удариться о приборную панель.

Иллюстрация из патента № 896312 Вальтера Линдерера

Иллюстрация из патента № 896312 Вальтера ЛиндерераИллюстрация из патента № 896312 Вальтера Линдерера
Иллюстрация из патента № 896312 Вальтера Линдерера

Разумным решением стало использование пиропатрона, генерирующего за короткое время количество газов, необходимое для достаточно быстрого надувания подушки. Так что никакого воздуха, а продукты сгорания, причем довольно вредные для дыхания, что не раз давало повод для жарких дебатов в медицинских кругах.

Еще один американец, Аллен Брид, в 1967 году продал Chrysler работоспособный датчик срабатывания. Интересный момент — в 1963 году японец Ясузабуро Кобори тоже запатентовал оригинальную подушку безопасности — именно такое решение «аэрбега» применяется сегодня повсеместно.

Начатая в 1965 году в США общественная кампания за безопасность транспортных средств стала действенным стимулом для внедрения в автомобили такого дорогостоящего устройства, как «аэрбег». В 1971 году Ford начинает опытную эксплуатацию тысячи автомобилей с пассажирской подушкой безопасности. В 1973-м свою тысячу добавляет General Motors. Интересно, что примерно в это же время подобной темой занимается московский ЗиЛ. Подушками оснастили пассажирский салон правительственного лимузина. Однако в Политбюро ЦК КПСС инициативу не одобрили: возраст у пассажиров «членовозов» был не тот, чтобы хлопать подушкой над их ухом.

Еще один патент, на этот раз выданный концерну Daimler-Benz AG на подушку безопасности в ступице рулевого колеса, 1971 год.

Еще один патент, на этот раз выданный концерну Daimler-Benz AG на подушку безопасности в ступице рулевого колеса, 1971 год.Еще один патент, на этот раз выданный концерну Daimler-Benz AG на подушку безопасности в ступице рулевого колеса, 1971 год.
Еще один патент, на этот раз выданный концерну Daimler-Benz AG на подушку безопасности в ступице рулевого колеса, 1971 год.

У всех подушки пока пассажирские. Еще не придумано, как разместить устройство на руле. Точнее — придумано, но не освоено. Свой патент на подушку в ступице в 1971 году подает Daimler-Benz AG.

Хроника внедрения изобретения такова: на Oldsmobile Toronado 1975 модельного года можно по заказу установить пассажирский «аэрбег»; в декабре 1980-го представлен Mercedes-Benz S-Klasse (W126), первый автомобиль, оснащенный серийной водительской подушкой и ремнями безопасности; в 1987 году Porsche-944 становится первым в мире автомобилем, оснащенным водительским и пассажирским «аэрбегом» в базовой комплектации; в тот же год первым японским автомобилем с подушкой безопасности становится Honda Accord; в 1991 году выходит фильм «Гудзонский ястреб» с Энди Макдауэл и Брюсом Уиллисом — один из героев остается жив после падения с утеса только потому, что «в машине стоят подушки безопасности»; в 1994-м Ford Motor Co все свои автомобили оснащает «аэрбегами»; в 1995-м на Volvo-850 применены боковые подушки — дан старт расселению «аэрбегов» по салону.

Кинограмма раскрытия подушки безопасности. Полное раскрытие происходит за 50 миллисекунд, а где-то на 80-й миллисекунде человек погружается головой в подушку.

Кинограмма раскрытия подушки безопасности. Полное раскрытие происходит за 50 миллисекунд, а где-то на 80-й миллисекунде человек погружается головой в подушку.Кинограмма раскрытия подушки безопасности. Полное раскрытие происходит за 50 миллисекунд, а где-то на 80-й миллисекунде человек погружается головой в подушку.
Кинограмма раскрытия подушки безопасности. Полное раскрытие происходит за 50 миллисекунд, а где-то на 80-й миллисекунде человек погружается головой в подушку.

Нельзя не упомянуть, что в конце 1980-х в подмосковном ЦНИИТочмаш в отделе под руководством Олега Дмитриевича Ляшкевича было разработано АЗУС (автомобильное защитное удерживающее устройство) для моделей Волжского автозавода. Опыта нам было не занимать — первые «подушки» были применены еще на спускаемом космическом аппарате «Луна-9» в 1966 году, для смягчения прилунения.

Надуваемые подушки безопасности — обширная тема. Однако, пожалуй, ни один из ее аспектов не обсуждается столь оживленно, как повреждения от срабатывания. В США существует официальная статистика с 1990 по 2000 год: 175 смертей, из которых 104 — детские. По этой причине в США и других странах запрещают перевозку детей до 12 лет на переднем сиденье, а пассажирскую подушку в любом автомобиле можно отключить. Рекомендации распространяются также на стариков и беременных. Однако есть и другая статистика: на 800 случаев срабатывания 20 смертельных исходов по вине подушек. Но как быть с самопроизвольным срабатыванием? «Аэрбеги» считаются достаточно надежным устройством, однако сама массовость их применения увеличивает статистику неприятных инцидентов. Впрочем, автомобильные компании делают все возможное, чтобы такую статистику замолчать.

Mercedes-Benz S-класса (W 126) — первый европейский серийный автомобиль с «эирбегом».

Mercedes-Benz S-класса (W 126) — первый европейский серийный автомобиль с «эирбегом».Mercedes-Benz S-класса (W 126) — первый европейский серийный автомобиль с «эирбегом».
Mercedes-Benz S-класса (W 126) — первый европейский серийный автомобиль с «эирбегом».
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии