Хроника: теоретик

135 лет назад, 14 октября 1876 года, родился выдающийся российский автомобильный теоретик Николай Романович Брилинг.

Брилинг в Германии. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

Брилинг в Германии. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем КрюковскимБрилинг в Германии. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским
Брилинг в Германии. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

Будущий член-корреспондент Академии наук СССР, основатель практической школы двигателестроения, основатель и первый директор (в 1921 — 1925 годах) института НАМИ, выходец и обрусевших немцев Николай Брилинг учился в Императорском Московском Техническом Училище (нынешнем МВТУ им. Баумана), где слушал лекции профессора В.И. Гриневецкого (в 1906 году профессор впервые в законченном виде дал тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания).

Студент Николай Брилинг, 1899 г. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

Студент Николай Брилинг, 1899 г. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем КрюковскимСтудент Николай Брилинг, 1899 г. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским
Студент Николай Брилинг, 1899 г. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

За участие в студенческих выступлениях студент Брилинг дважды подвергался аресту с последующей высылкой — первый раз на втором курсе, в 1899 году, и еще раз — в 1902-м, причем на сей раз с отчислением из училища. Брилинг уезжает учиться в Германию. Спустя два года он возвращается, чтобы писать диплом в России. И тут его опять арестовывают — за распространение нелегальной литературы. Брилинг вновь направляется в Германию, где в 1906 году защищает дипломную работу по теме «Газовый двигатель, работающий по циклу Отто».

В 1908 году Брилинг, незадолго до этого защитивший диссертацию, сам начал преподавать в МВТУ. В 1910-м пишет первый в России курс по теории двигателей внутреннего сгорания. По инициативе Брилинга с 1915 года в училище начинают готовить инженеров по транспортным двигателям. К началу Первой мировой войны у Брилинга — целая лаборатория по транспортным двигателям. Когда же началась война с германцами, Брилинг образует автомобильный отдел Всероссийского Земского Союза — добровольческой организации, помогавшей фронту.

В советское время Брилинг решает задачу создания быстроходного дизеля, который можно применять не только на автомобилях, но и на танках, и, возможно, на самолетах. Между прочим, в 1923 году на должность инженера-чертежника в НАМИ приходит будущий академик-двигателист А.А.Микулин, на моторах которого наша авиация пройдет Вторую мировую войну. Микулина привлек в институт именно Брилинг — они познакомились еще в 1913 году на сельскохозяйственной ярмарке в Киеве.

Брилинг — председатель технической комиссии дизель-пробега 1934 года. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

Брилинг — председатель технической комиссии дизель-пробега 1934 года. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем КрюковскимБрилинг — председатель технической комиссии дизель-пробега 1934 года. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским
Брилинг — председатель технической комиссии дизель-пробега 1934 года. Фото из архива МВТУ, предоставлено Андреем Крюковским

В 1931 году по постановлению особого совещания при коллегии ОГПУ от 30 апреля 1931 года на основании статьи 58–10 УК РСФСР Брилинга приговаривают к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Брилинг — настоящий «рецидивист», это его уже пятый по счету арест и второй при новой власти. Отбывать наказание Брилингу назначено в необычном месте — в двух шагах от Кремля, на Никольской улице, где ОГПУ организовало «шарагу» — конструкторское бюро из заключенных. Впрочем, в декабре Брилинга досрочно освобождают.

В СССР создаются многочисленные проекты дизелей со странными названиями: ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский), Коджу (Коба Джугашвили). Брилинг, имевший опыт командорской работы на всесоюзных испытательных автомобильных пробегах, теперь возглавляет дизель-пробег грузовиков в рамках международного дизельного конкурса 1934 года. В пробег заявлено 75 машин, в большинстве своем на отечественных шасси, оборудованных импортными дизелями. Перипетии этого пробега найдут эпическое воплощение в культовом фильме «Директор» с Николаем Губенко в главной роли. Пробег позволит составить полное представление о состоянии дизельного дела в мире. Брилинг — председатель технической комиссии пробега. Венцом этой обширной исследовательской и конструкторской работы следует считать знаменитый танковый дизель В-2.

Парад участников дизель-пробега 1934 года на Красной площади в Москве. Участники что-то оживленно обсуждают у радиатора трехоски ЯГ, оснащенной дизелем Коджу, в создании которого принимал участие Н.Р.Брилинг. Фото Калашникова, РГАКФ

Парад участников дизель-пробега 1934 года на Красной площади в Москве. Участники что-то оживленно обсуждают у радиатора трехоски ЯГ, оснащенной дизелем Коджу, в создании которого принимал участие Н.Р.Брилинг. Фото Калашникова, РГАКФПарад участников дизель-пробега 1934 года на Красной площади в Москве. Участники что-то оживленно обсуждают у радиатора трехоски ЯГ, оснащенной дизелем Коджу, в создании которого принимал участие Н.Р.Брилинг. Фото Калашникова, РГАКФ
Парад участников дизель-пробега 1934 года на Красной площади в Москве. Участники что-то оживленно обсуждают у радиатора трехоски ЯГ, оснащенной дизелем Коджу, в создании которого принимал участие Н.Р.Брилинг. Фото Калашникова, РГАКФ

В 1942 году Брилинг первым предложил применить принцип короткоходности для увеличения оборотов дизелей. За свои заслуги Брилинг неоднократно награждался правительственными наградами, а в 1954 году был избран членом-корреспондентом АН СССР.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии