Хроника: приказано считать днем рождения

120 лет назад, 11 декабря 1891 года, была образована Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge – V.A.B.I.S. Этот день принято отмечать как день рождения компании Scania.

Первая самодвижущаяся повозка изобретателя Густава Эрикссона (1896 год), с которым заключит соглашение Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge и седельный тягач Scania так называемого «четвертого поколения», T144 LA4x2 530 (1997 год). Дизайном кабин четвертого поколения занималась Bertone, а к облику грузовиков третьего поколения приложил руку Джорджетто Джуджаро. Фото: Stefan Almers/Scania

Правительство Швеции одобрило основание нового акционерного общества 22 января 1892 года. Кому-то этот день покажется более подходящим в качестве дня рождения, – а ну как не одобрило бы?

Внешний вид завода в Содертелье в 1895 году. Некоторые из построек сохранены по сей день

Возможно, еще вернее отмечать юбилей уважаемого производителя тяжелых грузовиков Scania 15 августа 1896 года, когда, собственно, была основана компания с таким названием. Scania – в честь провинции Скония – решили назвать машиностроительный завод в городе Мальмё.

Старинное фото: вдумчивые лики мастеров и рабочих вагоностроительного завода V.A.B.I.S.

Наконец, с не меньшим основанием можно привести еще одну дату – 29 марта 1911 года, когда обе компании, вагоностроительная из Содертелье и машиностроительная в Мальмё, объединились.

Первый автомобиль Scania по прозвищу «Желтая опасность» у ворот завода в Мальмё, 1901 год. «Желтой опасностью» в те годы называли массовую миграцию китайских рабочих в западные страны

Ко времени слияния обе компании успели выпустить множество различных автомобилей – грузовиков, легковых, автобусов. Кстати, в нынешнем году Scania отмечает еще и 100-летие своего первого автобуса.

Первый автобус Scania, известный как «Нордмарк», вышел на линию 30 ноября 1911 года

О том, в каких количествах поначалу выпускалась эта техника, можно судить по такому примеру. В 1910 году Scania построила всего 17 грузовых автомобилей. Что примечательно, один из них – вышку для ремонта контактной сети трамваев – в ноябре поставили не куда-нибудь, а в столицу российской империи!

Первый грузовик Scania iL, поставленный в Санкт-Петербург в 1910 году

Не удержусь и посоветую разыскать исследование историка Льва Лурье о том, как в Санкт-Петербурге налаживали трамвайное сообщение – действует отрезвляюще на тех, кто идеализирует жизнь в царской России. Резюмировать исследование можно одним словом: воровали-с.

Так видоизменялась с годами символика предприятия

Всего в дореволюционную Россию завезли 22 грузовых, а также 35 легковых автомобилей и шасси. В России марку представляла компания «Автогрузъ», а главным торговым агентом был швед Эрик Хедлунд. Предлагались также и изделия основного профиля – вагоны.

Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Сугубо шведская специфика – необходимость обеспечивать связь с отдаленными хуторами еще не привела к изобретению сотовых телефонов, однако породила необычный вид транспорта – полугусеничный автобус, одновременно служивший почтовым фургоном и тягачом. В 1926 году шесть таких чудо-автобусов были закуплены СССР

Укрупнение – естественное движение бизнеса. Странным в этой сделке было то, что Scania, чьи дела шли не слишком хорошо и не обещали в будущем улучшиться, в этой сделке приобрела 65% активов. Соответственно, ключевые посты заняли люди из Scania. И штаб-квартира расположилась в Мальмё (причем это предприятие в 1927 году закроют и переведут дело целиком в Содертелье).

Краш-тест грузовика Scania и «жука», 1965 г. С мая 1948 года Scania-Vabis начала представлять интересы Volkswagen в скандинавских странах. История благополучно закончилась приобретением концерном Volkswagen 70,94% акций компании Scania AB в наши дни

Как видим, и день рождения у V.A.B.I.S. отобрали. Да и само телеграфное имя вагоностроительного завода спустя годы растворится в более благозвучном (и патриотичном!) названии Scania.

Автомобили назывались Scania-Vabis вплоть до 1968-го. В тот год руководство компании вняло доводам концерна Daimler-Benz о том, что только он обладает правом на эмблему с тремя расходящимися лучами. Вместе с изменением символики отпало и историческое название предприятия.

На пути к новым свершениям. Современный лесовоз пятого поколения Scania R580 6x4 Topline. Фото: Dan Boman/Scania

Однажды название компании вновь будет писаться через дефис, поскольку в том же 1968 году, 20 декабря, произошло еще одно примечательное событие: завод легковых автомобилей Saab и завод грузовиков Scania объединились! И, кстати, едва не стало писаться Saab-Scania-Volvo – известие о намерении двух крупнейших шведских автомобилестроительных компаний oбъединитьcя было озвучено 6 мая 1977 года. Впрочем, все изменения касались только символики, а грузовики и автобусы с тех пор несли марку Scania.

Подпишитесь на «За рулем» в