ГАЗ отмечает 80-летие легендарной «полуторки»

29 января 1932 года, 80 лет назад, с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый грузовик ГАЗ-АА — родоначальник всех автомобилей марки ГАЗ. Шоферы любовно называли их «полуторками» — за грузоподъемность, равную 1,5 т.

Первые ГАЗ-АА создали по чертежам американской компании Ford, с которой в 1929 году было заключено соглашение о техническом сотрудничестве. В течение последующих лет конструкторы автозавода проделали колоссальную работу по модернизации ГАЗ-АА.

ГАЗ-АА были простыми, маневренными и очень надежными машинами и почти три десятка лет безотказно работали во всех отраслях народного хозяйства страны. Множество удачных технических решений, примененных в конструкции автомобиля, не требовало от водителей глубоких познаний в его устройстве и значительно упрощало обслуживание «полуторок».

До 1934 года кабину автомобиля изготавливали из дерева и прессованного картона, позже освоили производство металлической кабины с дер­матиновой крышей. Основой шасси служила мощная лонжеронная рама, на которую устанавливали кузов и кабину.

ГАЗ-АА оснащали четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л.с., который мог развивать до 70 км/ч. Мотор с легкостью потреблял недорогие виды топлива, а в прогретом состоянии или в теплое время года мог работать и на керосине.

После модернизации 1938 года автомобиль получил более мощный двигатель (50 л.с.), усиленное крепление задних рессор, новый рулевой механизм и карданный вал, а  также индекс — ГАЗ-ММ. Внешних отличий у ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА не было.

В начале Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих ГАЗ был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика с неоткидными боковыми бортами (погрузка стала вестись только через задний борт), со сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа, оставлена только одна фара головного света. Изменилась и кабина: вначале она стала деревянной, а потом ее заменил матерчатый тент на каркасе. В целях экономии убрали бамперы, глушитель, передние тормоза.

На базе «полуторки» выпускались автобусы, самосвалы, газогенераторный грузовик и машины, работавшие на сжиженном газе, санитарные, полугусеничные автомобили, а также трехосные грузовики ГАЗ-ААА. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ широко применялись при создании бронетехники: легких танков, бронеавтомобилей серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12, артиллерийских тягачей, «Катюши».

Последний ГАЗ-ММ сошел с конвей­ера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года. Всего выпущено около 1 млн этих грузовиков.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии