России необходимо около 30 заводов по переработке автохлама

Устойчивое развитие автомобильной отрасли в России зависит от того, насколько эффективно будет работать система утилизации старых автомобилей, считает представитель PwC в России Стенли Рут. По самым скромным подсчетам, нашей стране потребуется до 30 шредерных заводов.

По расчетам PwC, через 10 лет ежегодное производство легковых автомобилей в России может превысить 3,5 млн штук в год. Таким образом, потребуют утилизации 2 млн автомобилей в год, или около 20 млн в течение 10 лет.

Для организации утилизационного процесса необходимы:

  • пункты приема отслуживших автомобилей
  • предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто
  • шредерные заводы.

Кроме того, нужно принять закон, определяющий роли автопроизводителей, импортеров, представителей бизнеса и автовладельцев в процессе утилизации.

Существует три основных механизма уплаты утилизационного сбора:

  • разовая оплата за утилизацию, производимая владельцем при сдаче старого автомобиля
  • разовая оплата, производимая владельцем при покупке нового автомобиля
  • ежегодная оплата, размер которой зависит от возраста автомобиля.

Наиболее успешная модель утилизации старых автомобилей существует в Голландии. Коэффициент утилизации автомобилей в этой стране по результатам 2011 года составил 96,2%. Здесь с покупателя берут утилизационный налог в размере 45 евро (входит в стоимость нового автомобиля). При этом коэффициент рециклинга (переработки для последующего использования) автомобилей в Голландии составляет 83,1%. Детали, не подлежащие дальнейшей переработке, составляют всего 13,1%.

Голландия служит примером европейского подхода к охране окружающей среды. У России свой особый путь. Над экологическими проблемами у нас пока задумываются редко в силу «обширности территории». Без помощи государства экопроблемы здесь решаться не будут. Чтобы избежать катастрофы, менять менталитет нужно уже сейчас, и это возможно делать различными способами: с помощью PR-акций, законов, организационной системы и т.д., считают в PwC.

Пока неясно, сколько стоит строительство утилизационной инфраструктуры в России, однако в данном случае можно использовать опыт Турции. В 2011 году в Турции был открыт шредерный завод, способный утилизировать 100 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в строительство завода составили $20 млн. При условии того, что в России в течение следующих десяти лет из эксплуатации ежегодно будут выбывать около 3 млн легковых автомобилей, стране потребуется 30 таких заводов, как в Турции. Даже если предположить, что стоимость строительства шредерного завода в России в силу обширных территорий будет в 3 раза выше, чем в Турции, и потребуются дополнительные инвестиции в строительство сопутствующей инфраструктуры, мы получим сумму в 2 млрд долл. Этой суммы вполне достаточно для того, чтобы наладить хорошо работающую перерабатывающую отрасль, которая в дальнейшем даже сможет приносить прибыль, считает Стенли Рут.

По самым скромным подсчетам, России в ближайшем будущем потребуется около 30 заводов, занимающихся утилизацией пришедших в негодность автомобилей. Другое дело, что не совсем понятна связь выручки (от сбора налога на утилизацию) со стоимостью строительства и владения этими предприятиями, а также с тем, сколько денег может «раствориться» по пути следования до адресата. Поэтому будущее утилизационного производства пока туманно, но за этим можно будет понаблюдать в ближайшие полгода.

Кроме того, продажи новых автомобилей связаны с ценами на нефть.

Справка

PricewaterhouseCoopers (PwC) — крупнейшая в мире международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии