PwC: в 2013 году в России продадут 2,9 млн новых легковых автомобилей

В 2012 году продажи новых легковых автомобилей увеличились на 10%, в этом году ожидается увеличение на 5% - до 2,9 млн шт., сообщил руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли агентства PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. В ближайшие несколько лет рынок должен стабилизироваться, а для того чтобы он рос, необходимо организовать эффективную утилизационную инфраструктуру.

В своем выступлении он отметил, что ситуация на мировом автомобильном рынке сегодня достаточно интересная: одновременно наблюдается как бум, так и кризис продаж. Так, ряд стран закончили год существенным ростом: Япония - на 26%, США - на 13%, Россия - на 10%, Китай - на 6,8%, рынки всех европейских стран, за исключением Великобритании (+5,3%), показали спад.

В целом ситуация с автопродажами в этом году на мировом рынке малопредсказуемая. Что же касается России, то Стенли Рут разделяет точку зрения председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорга Шрайбера и считает, что такого быстрого роста, как в прошлом году, в этом году не предвидится, рост будет умеренным. Стенли Рут подробно остановился на сегментах рынка и отметил, что продажи российских автомобилей останутся на уровне прошлогодних, импорт новых автомобилей может вырасти лишь несущественно - в лучшем случае на 3%, а вот иномарки российского производства в общей сложности должны прибавить 9%.

Рост рынка в этом году будет сдерживать экономическая нестабильность в Еврозоне, введенный утилизационный сбор, более острожный подход автопроизводителей к планированию запасов вследствие затоваривания в конце 2012 года и высокая стоимость владения автомобилем в России.

Что касается долгосрочного прогноза развития рынка новых легковых автомобилей в России, то после 2013 года рынок будет расти несущественно, прибавляя в год в среднем 2-3%, а к 2025 году рост совсем прекратится из-за ожидаемого насыщения.

То есть к этому времени все, кто хотел и мог, уже приобретут автомобили. В этом случае свою роль должна сыграть программа утилизации автомобилей. Правда, сейчас пока неясно, сможет ли она работать эффективно. По прогнозу PwC, автомобили, которые проданы сегодня, подлежат утилизации только через 16 лет, а поступления в бюджет от утилизационных сборов уже начались.

К 2033 году, когда можно будет оценить первые видимые затраты на утилизацию автомобилей, проданных после введения утилизационного сбора, поступления в бюджет от этих сборов уже составят около $20 млрд. Парк легковых автомобилей на момент введения утилизационного сбора составлял около 36 млн шт. И если считать, что средняя продолжительность жизни автомобиля – 16 лет, все 36 млн должны быть утилизированы к 2033 году. Предполагая, что стоимость утилизации одного автомобиля составляет примерно $150, совокупные расходы на утилизацию существующего автопарка легковых автомобилей могут составить около $5 млрд (в ценах 2012 года).

Разрыв между доходами от утилизации и расходами на ее организацию представляется специалистам чрезмерным, собственно, этим и недоволен Евросоюз, который требует дополнительного обсуждения и пересмотра условий для импортеров и местных производителей. Вопрос о том, кто будет строить инфраструктуру и организовывать процесс утилизации, до сих пор остается открытым.

Тем не менее, на фоне наблюдающейся стабилизации российского авторынка организация хорошо работающей утилизационной инфраструктуры необходима для поддержания долгосрочного роста авторынка в России, считают в PwC.

Подпишитесь на «За рулем» в