Реформа техосмотра устранила очереди, но не коррупцию

Основной целью реформы техосмотра было устранить очереди и коррупцию в этой сфере деятельности. За год действия нового закона о техосмотре (c января 2012 года) число ПиКов резко выросло — с 2014 в прошлом году до 3289 по состоянию на 10 февраля 2013 г., а вот с коррупционной составляющей дела обстоят сложнее.

До 2012 г. за проверку техсостояния автомобилей отвечала ГИБДД, а с 1 января прошлого года систему возглавил российский союз автостраховщиков (РСА). Вместо талонов техосмотра введена диагностическая карта, без которой ОСАГО не продадут, а без полиса эксплуатация автомобиля запрещена.

Благодаря возросшему числу пунктов ТО очереди действительно сократились, а вот с коррупцией дело обстоит сложнее. Автовладельцы не до конца осознали суть реформы и по старинке ищут обходные пути. Например, в интернете продаются диагностические карты для автомобилей моложе трех лет, и, видимо, пользуются спросом, несмотря на то, что этим машинам техосмотр вообще не нужен. Но основное коррупционное поле сместилось в сторону страховых компаний. Многие страховщики продают полисы ОСАГО без прохождения техосмотра. Они передают информацию об автомобиле «карманному» оператору, который вносит ее в реестр транспортных средств, прошедших техосмотр. При этом никакого техосмотра машина не проходит. Причина такого положения дел кроется в отсутствии реального контроля за операторами. Сейчас эта функция возложена на РСА, но у этой организации не хватает ни сил, ни возможностей проверять всех операторов. В результате честно работать в этой сфере стало невыгодно, добросовестные пункты ТО закрываются, а остаются те, кто торгует талонами.

В аппарате правительства признают, что с реформой техосмотра есть проблемы, но теперь у автовладельца появилась возможность пройти процедуру техосмотра быстро и не тратить на это полдня, пишут «Ведомости». Что касается контроля за ПиКами, то специалисты все больше склоняются к мысли, что делать это должен не РСА, а саморегулируемая организация операторов ТО. Такое объединение несет финансовую ответственность за своих членов и не допустит злоупотреблений.

Напомним, совсем отказаться от техосмотра Россия не может из-за международных обязательств.

Подпишитесь на «За рулем» в