Из-за штрафов за тахографы перевозки могут подорожать на 30–50%

С 1 апреля 2013 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающие обязательное оснащение транспорта тахографами – техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения и о режиме труда и отдыха водителей. В соответствии с действующим законодательством, тахографами в обязательном порядке должны быть оснащены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (от 8 человек) в междугородном и международном сообщении, а также транспортные средства массой от 3,5 тонны, используемые для перевозки грузов.

Как мы уже сообщали, управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, если его установка предусмотрена законодательством; с неработающим прибором (сознательно блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или при нарушении правил его использования (корректировка данных, фальсификация регистрируемой информации) в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан — от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Первого апреля на официальном сайте Госавтоинспекции появилось сообщение, что с этого дня сотрудники ГИБДД будут контролировать оснащение транспортных средств тахографами и, в случае выявления нарушений, привлекать виновных лиц к административной ответственности.

«Поскольку обязанность по оснащению транспортных средств тахографами возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, должностные лица ГИБДД для исполнения ими данного требования законодательства будут вносить в адрес их руководителей соответствующие предписания, в случае непринятия мер по которым последние будут привлекаться к установленной законом ответственности», – пояснили в ГИБДД.

Между тем читатели «За рулем» жалуются, что штрафы с 1 апреля взимаются за то, «чего в природе нет»: у изготовителей тахографы будут только к концу апреля – середине мая, а сертифицированных сервисных центров нет и неизвестно, когда появятся.

Леонид Шляпников, генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиции», рассказал «За рулем.РФ», что в международных перевозках европейские требования к режиму труда и отдыха водителей (ЕСТР) соблюдаются априори. В компании используются как аналоговые, так и цифровые тахографы – это зависит от возраста автопоезда и того, какой прибор был установлен производителем в штатном режиме.

По мнению Леонида Шляпникова, в связи с нововведением проблемы будут у тех компаний, которые нарушают режим труда и отдыха и превышают допустимые девять часов в сутки. Для таких перевозчиков действительно существенно увеличиваются риски ДТП и повреждения груза по причине усталости водителя.

«Односменный режим водителей часто продиктован неготовностью клиентов, например строительных компаний, которые оплачивают транспортировку строительных материалов и требуют 24-часового режима от перевозчиков, платить адекватный рыночный фрахт, – рассказал Леонид Шляпников. – Соответственно, транспортная компания вынуждена экономить на заработной плате водителей-сменщиков и нарушать режим труда и отдыха водителей».

Подобная ситуация, которая прослеживается в перевозках большинства грузов внутри России, с введением новых штрафов и ужесточением требований к труду водителей должна переломиться: либо клиенты будут оплачивать соразмерный фрахт в новых условиях – рост цен на перевозки может составить от 30 до 50%, либо перевозчики будут закрываться. При недостаточном тарифе за перевозки в новых условиях автопоезд просто не сможет выработать необходимый километраж, а компания не сможет платить и лизинг, и достойную заработную плату водителю.

Еще один нерешенный вопрос – отсутствие на дорогах России достаточного количества стоянок для грузового транспорта. «В Европе такие стоянки расположены в 1-2-часовой удаленности друг от друга и позволяют водителю организовать режим своего труда без нарушения требований законодательства. В России этого нет и еще долго будет невозможно сделать, – говорит Леонид Шляпников. – Получается, у водителей просто не остается иного выхода, как нарушать требования законодательства».

В соответствии с приказом на грузовики и автобусы для внутренних перевозок, не имевшие тахографа, должны устанавливаться отечественные цифровые тахографы. По данным «Совтрансавтоэкспедиции», на сегодняшний день такие приборы выпускаются лишь четырьмя специализированными производителями. «Тахографов по более низкой цене не хватает, это создает ажиотаж и очереди в организациях, которые занимаются их продажей и установкой. «Ситуация, конечно, формирует условия для завышения цен на такие устройства», – считает Шляпников.

Председатель комитета ТПП по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, слова которого приводят «Известия», утверждает, что речь идет о нескольких миллионах тахографов, причем технические требования к ним появились лишь в начале марта, в связи с чем массовое производство приборов не налажено. Станции технического обслуживания могут устанавливать несколько десятков тысяч тахографов в месяц, что гораздо ниже требуемых объемов. «Отсрочка карательных мер, я считаю, просто необходима», – резюмирует Виталий Ефимов.

Справка

  • карты тахографа;
  • датчик движения;
  • антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
  • антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля).

Подпишитесь на «За рулем» в