Дорожные фонды пополнят повышением акцизов на бензин

Как известно, основным источником наполнения дорожных фондов являются топливные акцизы и транспортный налог. В свое время ставки топливных акцизов были дифференцированы: на более «вредное» топливо Евро-2 и Евро-3 — повышены, а на Евро-5 понижены, чтобы стимулировать нефтяников модернизировать НПЗ. Однако стремительно сокращающийся оборот Евро-3 ведет к «выпадающим доходам», которые необходимо как-то восполнять, чтобы не страдал бюджет.

Минфин предлагал решить эту проблему за счет резкого повышения акциза на высококачественный бензин, ускоренного повышения экспортной пошлины на мазут или роста НДПИ для нефтяных компаний, в том числе путем комбинации этих трех способов. Правительство опасается таких радикальных мер и склоняется к компромиссному варианту Минэнерго, который предполагает сравнительно небольшое и постепенное повышение акцизов на бензин в 2014-2016 годах. Однако полностью компенсировать недостачу это не позволит.

Напомним, согласно принятому техрегламенту оборот топлива Евро-3 прекратится с 2015 года, а Евро-4 — с 2016 года. Налоговые послабления и требования техрегламента привели к тому, что нефтяники стали в ускоренном режиме модернизировать НПЗ, наращивая выпуск более качественного топлива. Поступления в дорожные фонды в результате этого сократились. Выпадающие доходы в 2013-2015 годах составят 110 млрд руб., поэтому Минфин просил правительство безотлагательно принять меры.

Опасаясь недовольства конечных потребителей резким повышением цен на топливо, правительство отвергло предложение Минфина. Кроме всего прочего, чиновники посчитали, что такой шаг будет нечестным по отношению к тем нефтяным компаниям, которые первыми модернизировали производство, вложив в это немалые средства, так как рассчитывали на пониженное налогообложение. В результате Кабмин решил ограничиться полумерами и принять вариант Минэнерго, согласно которому в следующие два года ставку акциза на Евро-4 предлагается ежегодно дополнительно повышать на 500 руб. на тонну (около 6% от уровня на 1 июля 2013 года), ставку на Евро-5 — на 700 руб. на тонну (около 12%), пишет «Коммерсант». Кроме того, ставки акцизов на эти виды бензинов в 2013-2015 годах будут ежегодно планово индексироваться примерно на 6%.

Столь умеренный рост ставок акциза не сможет обеспечить компенсацию выпадающих доходов дорожных фондов. Таким образом, проблема решена только наполовину: региональные дорожные фонды не пострадают и будут полностью профинансированы за счет федерального фонда, искать дополнительное финансирование для которого еще предстоит. А найти нужно ни много ни мало 20 млрд руб. в год, и сделать это можно лишь при перераспределении доходов бюджета. Как решить этот вопрос с минимальными потерями, правительство пока не решило.

Подпишитесь на «За рулем» в