Вслед за продажами машин сократилась выдача автокредитов

Банкиры столкнулись с падением сектора автокредитования. Участники рынка надеются, что реанимировать покупательский спрос сможет программа льготного автокредитования, старт которой намечен на июль.

В мае на рынке автокредитования, по данным исследования Frank Research Group, произошел перелом. Если с начала года рынок автокредитования ежемесячно показывал увеличение темпов роста (в январе прирост портфеля автокредитов составил 0,36%, в феврале — 0,98%, в марте — 1,46%, в апреле — 2,27%), то в мае рост замедлился на 1,52%.

Это связано, прежде всего, с общей ситуацией на автомобильном рынке. Спрос на новые легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт начал замедляться с начала года, а в июне 2013 года он упал на 11% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Автодилеры до сих пор не распродали прошлогодние стоки, а раньше автомобили из прежних партий расходились уже в марте. Кроме того, нерешительнее стали заемщики, которые опасаются брать кредиты на долгосрочный период. Ситуация в стране достаточно нестабильная, и уверенность в завтрашнем дне есть не у многих.

Банкиры рассчитывают, что продажи может подстегнуть госпрограмма льготного автокредитования, по которой из бюджета будет субсидироваться часть процентной ставки (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ; сейчас — 8,25%). В настоящее время средняя ставка по автокредиту около 16%, после запуска программы она составит около 10,5%.

Дмитрий Шевцов, директор по продажам компании «Авторусь»:

«Запуск новой программы льготного автокредитования — своевременная мера, уже показавшая свою эффективность в прошлом. Прежде всего она будет стимулировать и привлекать тех покупателей, которые в данный момент откладывают покупку авто из-за нестабильной ситуации в экономике страны. Таким образом, снижение продаж новых автомобилей должно сократиться.

В сравнении с предыдущей программой стоимость автомобилей, попадающих под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам, была увеличена с 600 до 700 тыс. руб., что, скорее, является корректирующим изменением, позволяющим покрыть инфляцию и разницу в цене на авто по сравнению с 2011 годом. Тем не менее даже такое повышение будет дополнительным плюсом программы для потребителей. Сокращение роста продаж наблюдается в сегменте «народных» автомобилей, поэтому планка в 700 тысяч поможет улучшить динамику рынка. Хотя старт программы объявлен на лето, широкое распространение она, скорее всего, получит ближе к осени, поскольку сами банки, предоставляющие льготное кредитование, смогут скорректировать бюджеты приблизительно к этому времени. В ближайшее время в программе начнут участие госбанки, а потом постепенно подтянутся и частные».

Если программу по каким-то причинам отложат (стартовать она должна уже в июле), начнется жесткая конкуренция за заемщика с помощью различных спецпредложений, снижения или отмены первого взноса и так далее, пишет «Коммерсант».

Подпишитесь на «За рулем» в